Урок 2. Гоголевские герои в мире реальности и вымысла.

Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы!

А.А. Фет

Повесть построена на контрасте: с одной стороны, это мир Левко и Ганны, гармоничный, слитый с миром природы, миром легенд; с другой стороны, это голова и его окружение. Учителю важно показать сочетание лирического и комического в повести; проследить, как автор создаёт характеры героев.

Образы героев создаются автором через жесты, через мельчайшие детали, которые замечает писатель в поведении своих персонажей. Школьники говорят, что Левко — молодой казак. Он «идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает», он чернобров, у него карие очи, чёрные усы.

Ученики отмечают веселый и жизнерадостный характер героя, не случайно он появляется не просто играющим на своей бандуре, но и «подплясывающим», он горд и горяч. Не услышав ответа на нежные слова, обращённые к Ганне, он, мгновенно, устыдившись своих чувств, «…отворотился, насунул набекрень свою шапку и гордо отошёл от окошка, тихо перебирая струны бандуры».

Такие же чёрточки-детали находит автор, описывая поведение Ганны. Порог своего дома она переступает «робко оглядываясь», глаза её «горят приветно» (необычное слово подобрал писатель. Как вы понимаете его значение?), щёки её «стыдливо вспыхнули». Учащиеся обращают внимание, что портрет Ганны у Гоголя яркий и поэтичный. Это была «…девушка на поре семнадцатой весны, обвитая сумерками». «В полуясном мраке горели приветно, будто звёздочки, ясные очи; блистало коралловое монисто». «Белое личико», «белая ручка», «белые ножки». Гордая, восторженная, поэтичная и мечтательная.

Наиболее полно характер героев проявляется в их речи. Учащиеся находят в тексте, как обращается Левко к своей возлюбленной, отмечают поэтичность и восторженнность его слов: «моя ясноокая красавица», «Сердце моё, рыбка моя, ожерелье!», «моя красная калиночка!» и др. Ганна тоже искренне любит героя, она укрепляет решимость Левко, ободряет его: «Да тебе только стоит, Левко, слово сказать — и всё будет по-твоему».

Школьники обращают внимание на то, о чём говорят Левко и Ганна, каким представляется мир в наивном восприятии героев. Ганна считает, что звёзды — это окошечки светлых домиков на небе, где живут ангелы, и оттуда они смотрят на землю. Она уверена, что Бог сходит на землю с высокого дерева, которое своей вершиной упирается в небо. Левко же считает, что у Бога есть высокая лестница от неба до самой земли.

Мир реальности и вымысла тесно переплетён в сознании героев, их представления об устройстве мира, вера в торжество добра и справедливости тоже основаны на народном миропонимании. Поэтому так легко и естественно поверили герои в легенду о ведьме и панночке, а Левко принял участие в судьбе панночки и получил заслуженную награду.

Ученики, обобщая наши наблюдения, делают вывод о том, что автор относится к своим героям с любовью.

Но лиризм исчезает, когда на страницах повести появляется голова. Эти главы окрашены тонкой иронией. Писатель не даёт подробный портрет головы, а, подобно тому, как он описывает внешность Левко и Ганны, приводит отдельные яркие детали, которые школьники находят в тексте. У головы «толстые и грубые пальцы», он «угрюм, суров с виду и не любит много говорить», у него «длинные, закрутившиеся вниз усы», он кидает «соколиный взгляд исподлобья», «голова крив; но зато одинокий глаз его злодей», «орлиный глаз его, как вечереющее солнце, начинал мало-помалу жмуриться и меркнуть».

Ученики цитируют Гоголя, описывая речь головы, обращают внимание на то, что она груба, категорична, даже голос его «хриплый». Вот голова разговаривает с Ганной: «Левко! Левко ещё молокосос! — говорил хрипло и вполголоса высокий человек. — Если я встречу его когда-нибудь у тебя, я его выдеру за чуб…», «попробует он, собачий сын, каковы у меня кулаки». А вот он дома беседует с винокуром: «Что за дурни, прости Господи, эти немцы! <...> Я бы батогом их, собачьих детей!» История смерти гостя, которому тёща писаря в сердцах пожелала подавиться, тоже не вызывает у головы ни сочувствия, ни благоговейного страха: «Так ему, обжоре проклятому, и нужно!»

Голова разгневан неповиновением парубков: «…они, дурни, забрали себе в голову, что я им ровня. Они думают, что я какой-нибудь их брат, простой козак!»; «Пусть знают, что значит власть! От кого же и голова поставлен, как не от царя? Потом доберёмся и до других хлопцев; я не забыл, как проклятые сорванцы вогнали в огород стадо свиней <...> я не забыл, как чёртовы дети отказались вымолотить моё жито; я не забыл…» Сколько негодования в его словах!

Школьники обращают внимание на то, что наиболее полно характер головы раскрывается в его гневной тираде, завершающей главу «Парубки гуляют»: «Дам я вам переполоху! Что вы? Не хотите слушаться? Вы, верно, держите их руку? Вы бунтовщики? Что это?.. Да, что это?.. Вы заводите разбои!.. Вы… Я донесу комиссару! Сей же час! Слышите, сей же час. Бегите, летите птицею! Чтоб я вас… Чтоб вы мне…»

При анализе эпизодов с головой внимание учеников сосредотачивается на важных деталях гоголевского повествования, так как к образу головы они ещё подробно не обращались: речь героя состоит из коротких вопросительных и восклицательных предложений, многоточия перемежают произносимые фразы. Почему именно так строит речь головы автор? Если в понимание образов Левко и Ганны огромную роль играют лирические описания картин природы, то неприятие образа головы формируется через его отношения с односельчанами, а также на основании высказываний людей о нём. Поэтому целесообразно обращение к тем фрагментам, где у Гоголя другие герои отзываются о голове.

Школьники в процессе беседы передают своё видение образа головы. Ученики рассуждают о том, как он относится к людям и как к нему относятся односельчане. Голова хвастлив и тщеславен, он мстителен, груб и высокомерен по отношению к простым казакам; его власть на селе кажется ему беспредельной; в сходке он всегда берёт верх, своей волей «высылает, кого ему угодно, ровнять и гладить дорогу или копать рвы; он беззастенчиво волочится за молоденькими поселянками. Но он не вызывает страха у казаков. Пьяный Каленик на всё село ругает голову: «Что мне голова? Чтоб он издохнул, собачий сын! Я плюю на него! Чтоб его, одноглазого чёрта, возом переехало!»; Левко подбивает парубков на бунт против головы: «Покажем ему, хлопцы, что мы вольные козаки!»; парубки распевают оскорбительную для головы песню. Свояченица тоже разговаривает с головой малопочтительно: «…ты не свихнул ещё с последнего ума? Была ли в одноглазой башке твоей хоть капля мозгу…?» Да и остальные казаки без должного подобострастия слушают его рассказ о том, как он в давние времена сопровождал царицу.

Гоголь сгущает комические моменты, в которых оказывается голова. Ему не удаётся поймать зачинщиков бунта, парубки его откровенно дурачат, подсовывая голове то свояченицу, то пьяного Каленика. Голова в повести смешон. В этом проявляется народный взгляд автора на «глупую или самодурную власть».

Завершается повесть на лирической ноте: Левко благословляет «прекрасную панночку» и желает ей «вечно усмехаться между ангелами святыми!»; увидев спящую Ганну, он произносит: «Спи, моя красавица! Приснись тебе всё, что есть лучшего на свете; но и то не будет лучше нашего пробуждения!..» В конце повести влюблённые наконец получают благословение головы, который препятствовал их браку: «…завтра вас поп и обвенчает. Чёрт с вами!» — напутствует он Левко. Подобный счастливый конец свойственен народной сказке, является утверждением народного взгляда на жизнь: добро побеждает зло. Реализацией этой обязательной для народной сказки аксиомы является и вмешательство потусторонних сил, и мира природы. Финал повести оказывается безусловным соединением всех присутствующих в повести компонентов: мира природы, мира сказки, лиризма (страницы, посвящённых любви Левко и Ганны), и иронии (проделки парубков и тщеславного, но недалёкого головы).

На заключительных уроках по повести «Майская ночь, или Утопленница» целесообразно обратиться к музыкальным страницам — одноимённой опере Римского-Корсакова. По словам Римского-Корсакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя с детства были его любимой книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше других повестей. Мысль использовать её сюжет для оперы была подсказана летом 1872 года будущей женой, которой опера и была впоследствии посвящена. Работа началась летом 1877 года. Композитор написал план и либретто «Майской ночи», «держась в точности сюжета Гоголя и поскольку возможно сохраняя его разговорный текст, имеющийся в изобилии в его повести».

В опере оживают гоголевские герои, слышится гоголевский смех. Слово гениального писателя воплотилось в музыке гениального композитора. Римский-Корсаков писал: «Само действие оперы связано мною с троицей или русальной неделей, называемой зелёными святками, да и гоголевские утопленницы обращены в русалок».

События оперы разворачиваются на фоне игр и песен майской ночи: парубки и девушки разыгрывают хоровод «Просо», девушки плетут венки под звуки древней обрядовой песни «Завью венки», подгулявший крестьянин по имени Каленик хочет сплясать гопака, но у него ничего не получается, и девушки хохочут над ним…

В русальную ночь, по народным поверьям, из воды выходят русалки. Они, подобно живым девушкам, поют песни, играют в игры. Так возникает особая атмосфера оперы, где всё пронизано песенностью. Песенная стихия, охватывая реальный и фантастический миры, придаёт опере особое обаяние и поэтичность.

В «Майской ночи» Римским-Корсаковым найден очень важный принцип образного сопоставления двух женских персонажей: реального (Ганна) и фантастического (Панночка). А между ними — реальный герой, юный Левко, волею судьбы увидевший и открывший мир фантастический, волшебный. Не каждому дано этот мир увидеть. Почему же Левко увидел? Да потому, что он поэт, музыкант, художественно одарённая натура. Так в творчество Римского-Корсакова входит тема идеальной красоты, постичь которую дано только художнику.

В рассказе об опере обратим внимание учеников на то, что музыка оперы имеет преимущественно лирический характер, основой её служат многочисленные напевные, легко запоминающиеся мелодии, среди которых немало народных.

— Как вы думаете, какие особенности гоголевского повествования вдохновили Римского-Корсакова на написание оперы?

Учащиеся отмечают, что произведение Гоголя наполнено музыкой и песнями: «Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомлённые дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем…» — начинает повествование автор.

Музыкален и поэтичен образ главного героя повести — «молодого козака Левко», который «с бандурою в руках… идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает. Вот…тихо остановился перед дверью хаты… Немного помолчавши, заиграл и запел:

Солнце низенько, вечiр близенько,
Выйди до мене, мое серденько!

Школьники высказывают мнение, что именно музыкальность и лиричность повести Гоголя вдохновили композитора на написание оперы.