До сих пор мы изучали с вами только поэтические произведения А.С.Пушкина. Давайте вспомним их названия. (Сказки, поэма «Руслан и Людмила», стихотворения «Няне», «Зимнее утро», «Узник», «Пущину…», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» и «Бесы».) Но у гения русской поэзии есть и прозаические произведения.

Учитель русского языка и литературы: Золотухина Ж.Г.

Дата проведения: 25, 26, 27 октября 2017 года     

                                 ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Содержание урока:

Методическая разработка урока в 6 классе.

Тема: А.С.Пушкин «Метель» (одна из «Повестей Белкина»). Драматические повороты в судьбах героев. Смысл названия повести. Своеобразие композиции «Метели». Музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» как средство эмоционального постижения художественного текста. 

Тип: Комбинированный урок: открытия нового знания; урок – исследования (урок творчества); общеметодологической направленности; урок систематизации ЗУН.

Оборудование урока: текст повести А.С.Пушкина «Метель»(«Повести Белкина»); отрывки из стихотворений А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Бесы»; раздаточный материал с определениями литературоведческих терминов и толкованием новых слов; интерактивная доска в классе – работа на базе презентации в качестве наглядно-иллюстративного  материала. Аудиозапись: стихотворение «Бесы» в исполнении Михаила Козакова;музыкальные иллюстрации композитора Г.В.Свиридова к повести «Метель».

Перспективное домашнее задание: учащиеся заранее  читают «Метель» А.С.Пушкина, внимательно познакомившись с текстом повести (предполагается тест на знание текста), выполняют несколько поставленных задач. Выписать в рабочую тетрадь из «Краткого словаря литературоведческих терминов» определение терминов «эпиграф», «ирония», «умолчание»; из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова толкование слов «метель» (и его синонимов), «повеса» Найти примеры иронического отношения автора к своим героям в тексте повести. Найти в тексте повести описания метели – непогоды (отметить страницы). Перечитать стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» и «Бесы». По желанию проиллюстрировать эпизоды повести «Метель».

Цели урока:

Образовательные:

— продолжить знакомство с биографией А.С.Пушкина и познакомиться с его прозаическими произведениями («Повестями Белкина»);

— формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей;

— формирование умения анализировать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, и выделять важную информацию;

— обучить отвечать на проблемный вопрос, строить связное высказывание;

— обобщить и закрепить теоретические понятия: эпиграф, ирония, умолчание, авантюра, повеса, сюжет, экспозиция, завязка, развязка, развитие действия, кульминация, внесюжетные элементы,  пролог, эпилог, кольцо;

помочь понять позицию автора и определить судьбоносное значение метели в жизни героев повести;

— изучить строение композиции повести и её элементов;

— обучить приёмам целостного анализа текста прозаического произведения, связывающим изученные понятия в единую систему.

Развивающие:

— развитие основных видов речевой деятельности, чтения, письма и слушания;

— развитие мышления и формирование процессов (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи; 

— развитие навыков выразительного чтения, словесного рисования;

— развитие аналитических и творческих способностей, потребности в коммуникативной деятельности на эстетической основе;

— формирование исследовательской компетентности обучающихся, развитие умения выявлять основные черты характера главных героев и мотивы их поступков;

— формирование навыков работы с характеристикой литературных героев;

— активизация воспринимающе-интерпретирующей деятельности;

— развитие читательского воображения и эмоционального мира, способствующее полноценному развитию личности читателя.

Воспитательные:

— формирование эстетического вкуса, интереса к  творчеству великого русского поэта и композитора;

— воспитание наблюдательности и любознательности у учащихся, интереса к писательскому слову и предмету литературы.

Способ усвоения знаний преимущественно эвристический, исследовательский.

Введение практических  и познавательных  задач.

Характер взаимодействия учителя и учеников – учебно-образовательный диалог.

Организационная форма урока: аналитическаябеседа с элементами практической работы.

Технологии:

— проблемного обучения;

— личностно-ориентированного развивающего обучения;

— интеграции в образовании;

— применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении.

Приветствие. Записывается домашнее задание. 1 СЛАЙД.

Д/З: Повторить теоретический материал по тетради. Составить письменную характеристику-портрет героев, обобщив материал урока (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН: внешность, характер, поступки, роль в произведении, отношение автора к герою/героине.), используя цитаты из повести А.С.Пушкина «Метель», 1ряд – Мария, 2 – Бурмин, 3- Владимир.

После того, как домашнее задание записано, проводится тест по повести «Метель»  (на знание текста).

ТЕМА: А.С.Пушкин «Метель» (одна из «Повестей Белкина»). Драматические повороты в судьбах героев. Смысл названия повести.      2 СЛАЙД.

УРОК 1.

Аналитическую беседу предваряет рассказ учителя об особенностях «Повестей Белкина».

3 СЛАЙД. ЭПИГРАФ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ УРОКА:

                                                                             Лета к суровой прозе клонят,

                                                                                          Лета шалунью рифму гонят…

                                                                                          Другие, хладные мечты,

                                                                                          Другие, строгие заботы

                                                                                          И в шуме света и в тиши

                                                                                          Тревожат сон моей души…

                                                                                                            «Евгений Онегин», 6 глава.

Начало урока:

Слово учителя. До сих пор мы изучали с вами только поэтические произведения А.С.Пушкина. Давайте вспомним их названия. (Сказки, поэма «Руслан и Людмила», стихотворения «Няне», «Зимнее утро», «Узник», «Пущину…», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» и «Бесы».) Но у гения русской поэзии есть и прозаические произведения. Летом 1830 года Пушкин приезжает в Болдино, небольшое имение, подаренное отцом к свадьбе. Поэт собирается стать мужем Натальи Николаевны Гончаровой, одной из самых красивых женщин  светского общества. Он едет в Болдино, чтобы принять хозяйство, привести в порядок барский дом – приют новой семьи. Вдруг разражается эпидемия холеры, правительством принимаются меры не столько по борьбе с самой болезнью, сколько по недопущению её распространения. Все дороги в Петербург закрыты на три месяца, никакие старания Пушкина проникнуть в город не приводят к успеху. Вот так несчастливая случайность разлучила влюблённых. Но случайностей не бывает, все события в жизни закономерны. Не зря поэт остается так долго в одиночестве. Пушкин в эту волшебную Болдинскую осень пишет около 300 творений. Никто в практике мировой поэзии не создал за три месяца столько шедевров. Это концовка романа «Евгений Онегин», драмы, маленькие трагедии, сказки, поэмы, стихотворения и… «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»  – первое законченное прозаическое произведение Пушкина. 4 СЛАЙД.  В предисловии Пушкин писал, что он всего лишь издатель «Повестей Белкина», и поставил свои инициалы «А.П.». Автором же повестей назвал провинциального помещика Ивана Петровича Белкина, который, в свою очередь, переложил на бумагу истории, рассказанные ему другими лицами. Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать читателя, вымышляя какого-то несуществовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И.П.Белкин как автор? О чём он рассказывает читателю?

События, о которых повествует Иван Петрович Белкин – это истории, случаи, происшествия провинциального быта глубинки Российской империи. Каждая история имеет своего «рассказчика»: титулярный советник А.Г.Н. рассказал покойному «Смотрителя», подполковник И.Л.П. – «Выстрел», приказчик Б.В. – «Гробовщика», девица К.И.Т. – «Метель» и «Барышню крестьянку». Важная особенность этих рассказов то, что они принадлежат людям одного уровня миропонимания, у них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде – деревенской или городской. Общность их интересов, духовного развития существенна. Русская жизнь в их историях является в изображении самих рассказчиков, как бы изнутри. И что очень важно Пушкин и стремился именно к этому, чтобы осмысление историй читателем шло с точки зрения обычного человека, происшествиями изумлённого, но не отдающего себе ясный отчёт в их осмыслении.  Итак, аристократ Пушкин написал о дворянстве провинциальном, о мещанах, мелких чиновниках, даже крестьянах, преследуя цель: показать жизнь такой, какая она есть на самом деле.

Но, доверяя роль основного рассказчика Белкину, Александр Сергеевич НЕ УСТРАНЯЕТСЯ ИЗ ПОВЕСТВОВАНИЯ, «Повести Белкина» выросли на скрещении двух писательских взглядов. К одному и тому же жизненному материалу у вымышленного и истинного повествователей разное, не совпадающее отношение. Поэтому простоватая, на первый взгляд, белкинская проза постоянно поправляется, корректируется, по-иному освещается Пушкиным, который то вставит ироническое слово, то вспомнит какую-нибудь притчу (например, о блудном сыне), то отошлёт к литературному сюжету.

Книга вышла в свет, и читатели были в восторге. Была в восторге и критика, а русские писатели учились у Пушкина лёгкости изложения прозой. 5 СЛАЙД.  ««Повести Белкина» не должен проходить молчанием ни один человек, интересующийся русскою прозою. «Повести Белкина» были первым опытом Александра Сергеевича в повествовательном роде; эти повести имели огромный успех в публике; а влияние, ими произведенное, отчасти отразилось чуть ли не на всех наших романах и повестях. Книга увлекательная, прекрасная, светлая…» (Дружинин, Александр Васильевич, русский писатель, литературный критик.)  6 СЛАЙД.  Л.Н.Толстой в письме своему другу написал: «Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это изучение произвело сильное действие». 7 СЛАЙД. 

Да, все пять повестей сборника – произведения ёмкие и глубокие по смыслу, и их надо не просто читать, но серьёзно изучать. Понять и обсудить идею написанного, разобраться во взаимоотношениях героев «Метели», узнать позицию автора, раскрыть особенности сюжетного построения повести – вот эти цели ставятся на уроках изучения повести А.С. Пушкина. 8 СЛАЙД. 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ:

ВОПРОС: Повесть Пушкин назвал «Метель». Когда в тексте впервые появляется образ метели? (В эпиграфе к повести). 9 СЛАЙД.

ПРОЧИТАЙТЕ ЭПИГРАФ.

Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокой.

. . . . . . .

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Чёрный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Воздымая гривы…                                                          В.А. Жуковский.

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР.

ВОПРОС:Что такое эпиграф?

Эпи́граф (от греч. «надпись») – это цитата, выражение, краткий отрывок из произведения другого автора, фраза, стих, который помещается писателем в начале его произведения или отдельных глав для пояснения основной мысли, содержания, темы.

Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, чтобы разобраться в значении слова «метель»:

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.

Вьюга – снежная буря.

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Буран – снежная буря, метель в степи.

Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

ВОПРОС: Почему А.С.Пушкин выбирает всё-таки метель? Каково значение этого образа?

(Уже название произведения предупреждает читателей о каких-то страшных, неприятных событиях, которые приведут к изменению в жизни природы или человека. То есть можно предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, и зависит судьба человека.)

ВОПРОС: Каким смыслом, настроением наполнены строки эпиграфа, выбранного Пушкиным? Какие строчки эпиграфа наиболее точно соотносятся с сюжетной линией повести? Выделите главные, несущие основную нагрузку слова.

(Эпиграф, выбранный Пушкиным, наполнен печальным настроением. В нём звучит зловещее предзнаменование. Вдруг случается метель, которая несёт что-то страшное, предвещает трагические события: чёрный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, тёмная даль — всё это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью. «Вдруг» — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. Уже в самом начале повествования выражено отношение автора к судьбе, року, провидению.)

(В эпиграфе две части: в первой мы видим церковь, «Божий храм» (путаница, возникшая при венчании). Во второй части появляется образ чёрного ворона, который вьётся над санями, символизирует беду, возможно гибель (заплутавший в метели Владимир, погибший в Отечественную войну 1812 года).)

(Главные, несущие основную нагрузку слова: божий храм, вдруг метелица, чёрный ворон, вещий стон).

Зачитайте определение термина «ирония», записанное вами в рабочую тетрадь из «Краткого словаря литературоведческих терминов».

Иро́ния (от др.-греч. «притворство») это сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу того или иного явления. 1. Ирония — изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы осмеять данное явление, обратить внимание на его недостаток. 2. Ирония – употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну, ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

Описывая взаимоотношения влюблённых, Пушкин часто употребляет слова со значением высокой степени уверенности: разумеется, конечно, слово следственно.

ЗАДАНИЕ: Найдите в тексте предложения с этими словами, прочтите их.

ВОПРОС: С какой целью автор употребляет эти слова? Что вы можете сказать об отношении автора к своим героям?

«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена». «Само собой разумеется, что молодой человек пылал равною страстию…», «…разговаривая таким образом, они (что весьма естественно = следственно) дошли до следующего рассуждения…», «Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны…», «…которые, конечно, будут тронуты…» и др.   

(За счёт частого употребления слов со значением высокой степени уверенности в этих предложениях скрыт отрицательный подтекст. На самом деле настоящей любви нет, объясняет читателям автор, она надумана или навеяна впечатлениями от французских романов. Пушкин насмешлив и ироничен по отношению к своим героям.)

ВОПРОС: Как вы считаете, можно ли назвать чувства Марьи Гавриловны и Владимира подлинной любовью? (НЕ ЛЮБОВЬ! – ИГРА!) 10 СЛАЙД.

Рассказ о героине продолжается и дальше в том же духе: здесь и длинное прощальное письмо к чувствительной подруге, и письмо к родителям, где она прощалась с ними «в самых трогательных выражениях, извиняла свой проступок неодолимою силою страсти и оканчивала тем, что блаженнейшею минутою жизни почтёт она ту, когда позволено будет ей броситься к ногам дражайших ее родителей». Пушкин не забыл даже сообщить о тульской печатке, которою героиня запечатала оба письма, что на ней были изображены два пылающих сердца с соответственной надписью. Во всём этом нет ни одного намека на искреннюю любовь.

ВОПРОС: Почему Маша названа преступницей? (Девушка преступила закон нравственный, христианский, повелевающий просить благословения перед вступлением в брак у своих родителей.)

Венчание – дело серьёзное, нужны свидетели.

ВОПРОС: Каких людей Владимир выбирает на эту роль? Найдите в тексте отрывок с описанием будущих свидетелей бракосочетания. Прочитайте, обратите внимание на их отношение к предстоящему событию.

«Первый, к кому явился он, отставной сорокалетний корнет Дравин, согласился с охотою. Это приключение, уверял он, напоминало ему прежнее время и гусарские проказы. Он уговорил Владимира остаться у него отобедать, и уверил его, что за другими двумя свидетелями дело не станет. В самом деле, тотчас после обеда явились землемер Шмит в усах и шпорах и сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы. Они не только приняли предложение Владимира, но даже клялись ему в готовности жертвовать для него жизнию. Владимир обнял их с восторгом, и поехал домой приготовляться».

ВОПРОС: Разве сорокалетний Дравин и землемер с немецкой фамилией Шмит не понимают, что это чистая авантюра?

(Все «свидетели» имеют отношение к военной службе, как и Владимир. С одной стороны, они проявляют солидарность, хотят помочь влюблённому, с другой, эта авантюра для них не что иное, как весёленькое приключение, да ещё с романтическим «оттенком» – ничего плохого, по их мнению, они не делают. Эти люди легкомысленны.)

ВОПРОС: Когда игра заканчивается и становится страшно за героев?

(Когда Марья Гавриловна поняла, что видит своих родных последний раз, а Владимира закружила метель.)

11 СЛАЙД.

На данном этапе урока целесообразно вспомнить ст-е «Бесы».

БЕСЫ (в исполнении Михаила Козакова)

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»

12 СЛАЙД.

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

ПРОДОЛЖЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ С КОММЕНТАРИЯМИ УЧИТЕЛЯ: «Бесы» и «Метель» – произведения, написанные Болдинской осенью («Бесы» – 7 сентября, «Метель» – 19-20 октября), не просто описывают одно и то же стихийное явление, но и делают это при помощи тождественных пейзажных образов и слов.

ВОПРОС-ЗАДАНИЕ: Найдите совпадения в пейзажах, нарисованных Пушкиным в ст-е «Бесы» и повести «Метель». Прочтите.

(«мутно небо, ночь мутна»    «окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой»
«снег летучий»                        «летели белые хлопья снега»
«все дороги занесло»              «в одну минуту дорогу занесло»
«еду, еду в чистом поле»        «он ехал, ехал, а полю не было конца»
«в овраг толкает одичалого коня»        «всё сугробы да овраги»)

13 СЛАЙД.    

В «Бесах» – описание переживаний, эмоций, ассоциаций путника, застигнутого в чистом поле непогодой. Речь идёт об утрате дороги, но не об утрате времени. Перед читателями фрагмент стихии, движение человека, коней, бесов. Ощущение времени не играет роли.

В «Метели» утрата дороги влечёт за собой утрату времени и счастья.

ВОПРОС: Одинакова ли цель изображения стихии в этих произведениях?

(В «Бесах» изображение стихийного бедствия является самоцелью. В «Метели» стихия выполняет служебную функцию. В повести «Метель» трижды возникает образ метели, сопровождающей трёх главных героев – Марью Гавриловну, Владимира, Бурмина. Но только один из троих вступает в единоборство с природной стихией.) 

Итак, метель показана в восприятии Маши, Владимира, Бурмина.

ВОПРОС: Как метель сопровождает героев на пути к счастью? Найдите эти  строки в повести.   

Учащиеся находят следующие фрагменты повести и акцентируют внимание на выделенных словах, определяя состояние героев.

Владимир. 14 СЛАЙД.

«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. 15 СЛАЙД. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать…Метель не утихала, небо не прояснялось…Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.»

Мария. 16 СЛАЙД.

«На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием… Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо… Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада». 17 СЛАЙД.

 Бурмин. 18 СЛАЙД.

«Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю».

ВОПРОС: Какие описания метелей перекликаются друг с другом?
(Марьи Гавриловны и Бурмина, они немногословны, пейзажные зарисовки строятся одинаково, повторяются одни и те же или синонимичные слова: «метель» — «ветер» — «буря» — «дорога». Они оба приехали в церковь. Но Пушкин умалчивает о том, как добиралась Марья Гавриловна. Благодаря «искусству Терёшки кучера» никаких неприятностей в пути она не испытала.
Бурмин, хотя и заплутал в незнакомой стороне, но почти сразу увидел огонёк, который и привёл его к Марье Гавриловне. Буря «вытолкала» Бурмина в дорогу.)
ВОПРОС:
Чью метель можно сравнить с вьюгой в «Бесах»?
(Метель Владимира очень похожа на вьюгу в «Бесах». Путь, который должен занять двадцать минут, растянулся на всю долгую зимнюю ночь. «Погода утихла» незадолго до рассвета и только тогда, когда Владимир оказался за десять вёрст от того места, где он так хотел быть. Он добирается всё-таки до Жадрина, но когда уже поют петухи и совсем рассвело.)

В стихотворении разгул стихии ассоциируется с разгулом нечистой силы-бесов.
ВОПРОС:
Есть ли намёки в повести на присутствие бесов? Докажите словами из повести.
(Бурмин: «непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю».
Владимир: «пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрино».)

Но Пушкин с иронией относится к теме «бесовщины» в повести «Метель»: «чем чёрт не шутит»,  – восклицает он, предоставляя  право читателям верить или не верить в её присутствие.  

ВОПРОС: Чем закончилось похищение Марьи Гавриловны?

(Ничем. Утром она встанет и придёт к завтраку, а вечером сляжет в горячке.)

ВОПРОС: Читатель понимает, что было с героями, что произошло в церкви?

(Никто ничего не скажет, Владимир неожиданно исчезнет.)

ВОПРОС: Сообщает ли автор читателю, какое известие получил он от жадринского священника? (Нет!) Почему?

Ради сохранения интриги до конца повествования автор использует приём умолчания. ЗАЧИТЫВАЕМ ИЗ ТЕТРАДИ: Умолчаниестилистический приём, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчёте на догадку читателя.

ВОПРОС: Что было с Марьей Гавриловной после той ночи?

(Утром глубоко несчастная девушка вернулась домой, а «…в ночь Маша занемогла. <…> Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба».) СЛАЙД 19.

ВОПРОС: Какова дальнейшая судьба героя? Согласны ли вы с таким решением автора?

(Пушкин уготовил ему благородную судьбу «отличившегося и тяжело раненого под Бородиным» офицера, вскоре умершего. Жениться он всё равно не мог, иначе какую роль должна была играть метель, вынесенная в название повести?) СЛАЙД 20.

Вот и заканчивается история Владимира и Маши. Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески. Молодые герои пережили настоящую драму, метель навсегда разлучила их.

ИТАК, попробуем подвести итоги, ответив на ВОПРОС: Как складывается дальнейшая судьба героев?

Маша:

1) «открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба»;

2) Смерть отца и отъезд из Ненарадово;

3) Душевное состояние: печаль. 21 СЛАЙД.

Владимир:

1) «нога его  не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном»;

2) отъезд в армию, ранение под Бородино;

3) «он умер в Москве, накануне вступления французов». 22 СЛАЙД.

История любви Маши и Владимира плавно переходит к описанию исторических событий, на страницах повести слышен голос очевидца: 23 СЛАЙД. «Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось сердце при слове «Отечество»! Как сладки были слёзы свидания!».

24 СЛАЙД.

ВОПРОС: От чьего лица, по-вашему, рассказывается в повести о победоносном окончании войны с Наполеоном? (От лица Пушкина). ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР.

К Отечественной войне 1812 года и её героям Пушкин относится без тени иронии, очень серьёзно. Гордостью за отечество, за его славных сынов, глубоким патриотизмом проникнуты строки, в которых автор вспоминает об этом времени. Он патриот, переживший вместе с народом восторг от победы русской армии. Закончилась война. Русские солдаты с победой возвращаются из-за границы. Следующий герой его повести точно должен был знать, что такое война. Вернёмся к повествованию, ведь пока без внимания остался третий герой.

ВОПРОС: Кто это? (Бурмин.)

В повести появляется новое лицо – гусарский полковник Бурмин.

ЗАДАНИЕ: Найдите его портрет в тексте и прочтите.

«… явился в её замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию…<…>…но молва уверяла, что некогда он был ужасным повесою…».

Пушкин не дает подробного описания внешности героя, здесь гораздо важнее его поведение и манеры. В то же время Пушкин любуется им – орден Святого Георгия, храбрость Бурмина на поле боя сменяется нерешительностью в отношении с Машей, которая ему понравилась.

ВОПРОС: Каково значение слова «повеса»? Предположите, как мог жить повеса Бурмин некогда. Что и почему изменило его, превратило в человека «нрава тихого и скромного»? Почему Бурмин тянул с объяснением в любви?

(Находим в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова толкование слова «повеса»:

Повеса (разг., неодобр.) – молодой человек, проводящий время в легкомысленных затеях, проказах; бездельник.

Да,  Бурмин был когда-то молод, легкомыслен, праздно проводил время и проказил так, что мог случайно жениться на незнакомой девушке по дороге к месту службы. Но война изменила этого человека, заставила переосмыслить своё поведение, перевернула душу повесы. Пусть ему и теперь всего лишь двадцать шесть лет от роду, но он больше не позволит себе играть чужими судьбами.

Три года назад он по случайности женился, брак, который сам Бурмин назвал непонятной, непростительной ветреностью, можно было бы считать недействительным, в церковной книге он не был записан. И если бы не война, Бурмин, может, историю с женитьбой даже не вспомнил бы. Но теперь он желает нести бремя вины и ответственности перед той девушкой, «над которой подшутил… так жестоко». Он считает себя связанным словом, данным перед богом, а герой-полковник умеет отвечать за свои слова и поступки. Переживший войну, он знает цену легкомыслию.)

ВОПРОС: Что же на самом деле произошло в церкви? Как герои повести относятся к венчанию? (Теперь уже Бурмин и Маша).
(Бурмин и Маша относятся к произошедшему в церкви серьёзно. Для героев венчание – это заповедь, преступить которую недопустимо. После случившегося в метели они живут с осознанием того, что он – женат, она – замужем, поэтому так медленно и непонятно развивается их роман.)

Но и для Владимира венчание – это серьёзно.

ВОПРОС: Почему Владимир ответил родителям Маши полусумасшедшим письмом? (Владимир понимает, что Маша потеряна для него навсегда, т.к. он узнал, что она обвенчана с другим.)

ВОПРОС: Кому или чему хранила верность Марья Гавриловна? (Маша верна не  Владимиру, не памяти о погибшем, как думает её мать, а церковному обряду.)

ВОПРОС: Как Бурмин в «исповеди» перед Машей  говорит о своей женитьбе на незнакомой девушке? (Называет свой поступок «преступной проказой», потому что преступил через заповедный закон.)

ВОПРОС: А как Пушкин оценивает выходку героя? (В выходке Бурмина сказалось своеволие бесшабашного человека, не пожелавшего задуматься о чужих чувствах и судьбах.)

Но в тексте, кроме «своеволия» и «гусарства», можно обнаружить и другое. ВОПРОС-ЗАДАНИЕ: Вспомните, как Бурмин рассказывает о том, почему ему пришлось выехать в метель. Прочтите. Найдите в этом отрывке ключевые слова. («непонятное беспокойство», «кто-то толкал», «церковь, «рассеянно», «непонятная ветреность».)

ВОПРОС:Какой же вывод можно сделать о поступке героя?
(Бурмин, кажется, услышал голос, зов судьбы и пошёл ему навстречу.)
ВОПРОС: Как вы думаете, так ли случайна ли встреча Марьи Гавриловны с Бурминым через три года после венчания в церкви?
(Только на первый взглядих встреча случайна. Герои предназначены друг другу судьбой, поэтому и встречаются, так считает и автор.)

ВОПРОС: Заслужил ли своё счастье Бурмин?Докажите.

(Да, Бурмин заслужил своё счастье, так как прошёл испытания войной; осознал свою вину; испытал муки совести; не пытается перехитрить судьбу и откровенно признаётся Марье Гавриловне в прошлых «ошибках».)

Если Владимир – призрачный, надуманный жених, то Бурмин подлинный.
ВОПРОС:
Какие отношения сложились у Марьи Гавриловны с Бурминым? Такие же книжные и неестественные, как с Владимиром?

 (Нет, Марья Гавриловна «очень его отличала» среди всего, несмотря на то, что считала себя замужем: «Обыкновенная её задумчивость оживлялась».)


Ещё раз  (на примере произведения А.С.Пушкина) мы убедились, насколько была велика роль религии в жизни человека XIX века. Ведь супруги, венчаясь, дают обет верности. Таинство брака соединяет их навеки. Недаром говорится, что браки совершаются на небесах. Не зря, Маша из повести «Дубровский» до последней минуты ждёт, что любимый спасёт её от постылого жениха, но он опаздывает, приезжает после венчания, на что она ему говорит: «Уже поздно». А в будущем мы прочтём, как Татьяна Ларина в романе Пушкина «Евгений Онегин», любя Онегина, отказывается от него, потому что «другому отдана и будет век ему верна». Таков христианский идеал Пушкина.

Итак, венчанные не по любви, а по обстоятельствам, Бурмин и Марья Гавриловна расстаются надолго. Метель-судьба разбросала их. Однажды они почувствовали, что любят друг друга. Между этими событиями – венчанием и любовью – прошло, пролетело смутное время. Но метель улеглась, обстоятельства прояснились, и оказалось, что оба не нарушили обета, данного в Божьем храме. Оба остались верны долгу, который не был для них пустым словом. В основу «Метели» положена идея святости брака, как таинства и неразрывного союза.

Подводя итог беседы, можно сделать  ВЫВОД о смысле названия повести.

25 СЛАЙД.

Метель у Пушкина стихия, разъединяющая ложных возлюбленных, а соединяющая людей, предназначенных друг другу. Метель помогла раскрыться характеру каждого из героев. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся равнину, «устланную белым волнистым ковром». Эта белая, застывшая равнина –  предвестие судьбы «бедного армейского прапорщика», который будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки. Метель наказала героев за их легкомыслие, заставила пройти их через страдания и вознаградила за всё пережитое.

ВОПРОС: Какой временной отрезок охватывают события повести? (Докажите словами текста.) События повести начинается в конце 1811 года, Владимир погиб в 1812 году, а в конце повести Бурмин говорит Марье Гавриловне: “… смерть и три года сетований…”. Следовательно, действие повести заканчивается в 1815 году.