Произведения Пушкина уже с первых дней появления в свет не только были предметом многочисленных разборов, критики, полемики, восторженных отзывов и язвительных упрёков, но вместе с тем стали источником вдохновения для представителей самых разнообразных родов искусства.

УРОК 3.

Приветствие. Записывается домашнее задание.

СЛАЙД 37. Д/З: Повторить теоретический материал, записанный и вклеенный в тетради. Завершить работу над сочинением на выбранную тему: 1. «В чём смысл названия повести Пушкина «Метель»?» 2. «Как повлияла метель на судьбы главных героев повести?» 3. «Метель – жестокое испытание или счастливая судьба?» (Используя прослушанные на уроке музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».) СЛАЙД 38.

ТЕМА: Музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» как средство эмоционального постижения художественного текста. 

Аналитическую беседу предваряет рассказ учителя о месте произведений Пушкина в музыкальных иллюстрациях различных композиторов.

Начало урока:

Слово учителя.

«Произведения Пушкина уже с первых дней появления в свет не только были предметом многочисленных разборов, критики, полемики, восторженных отзывов и язвительных упрёков, но вместе с тем стали источником вдохновения для представителей самых разнообразных родов искусства.

Наиболее склонными к иллюстрированию Пушкина оказываются музыканты; в музыкальных иллюстрациях поэт занял более видное место, чем в других изящных искусствах. Едва появился «Кавказский пленник» в 1823 году, как знаменитые в своё время композитор Кавос и балетмейстер Дидло поставили большой балет по содержанию поэмы. «Руслан и  Людмила», «Цыганы», многие мелкие стихотворения немедленно вслед за появлением своим служили темою или текстом для сценических представлений, романсов и т.п.», –  пишет Корганов В.Д. в книге «Пушкин в музыке», изданной в 1899 году.

На протяжении двух столетий имя Пушкина в области музыки далеко опередило имена многих других русских писателей.

Одно из самых удачных воплощений произведений Пушкина в русской музыке ХХ века принадлежит Георгию Свиридову.  Первой творческой удачей  композитора стали именно романсы на стихи поэта, с некоторыми из них мы уже познакомились на предыдущих уроках. Будучи зрелым мастером, он обратился к  иллюстрированию  пушкинской «Метели». В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива (взгляд в прошлое) давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.  

СЛАЙД 39.Цикл музыкальных иллюстраций к «Метели» состоит из девяти картин, которые следуют сюжету произведения («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога»). «Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам… – отмечал Свиридов, – здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой». Автор  шаг за шагом следует за поэтом, создавая «метельные» взлёты и падения, бережно сохраняя традиции пушкинской эпохи, придавая ей ещё больше одухотворённости своей необыкновенной музыкой. Георгий Свиридов считал, что: «Слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению».

Сопоставляя фрагменты повести А. Пушкина «Метель» с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова,мы с вами ещё раз обратимся к темфрагментам повести, которые нашли проникновенное воплощение в музыкальных иллюстрациях, чтобы систематизировать наблюдения и выводы предыдущих уроков. И убедимся, что музыкальные иллюстрации композитора не только добавляют «нечто» к произведению Пушкина, но и дают его музыкальную интепретацию, а, следовательно, ведут читателя к более углублённому прочтению повести.

СЛАЙД 40. ТЕМА: Музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» как средство эмоционального постижения художественного текста.

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

ВОПРОС: Вспомните, что такое иллюстрация?

Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования…

Итак, иллюстрация – это изображение в рисунке написанного словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно «увидеть», если внимательно прослушать музыку и представить то, что, скорее, чувствуется, чем видится.

Звучание первой иллюстрации«Тройка».

ЗАДАНИЕ-ВОПРОС: Словесно воссоздать картину, которая рисуется воображением при прослушивании этой мелодии. Подумайте, с каким известным стихотворением Пушкина ассоциируется это музыкальное произведение?

(После ответа) СЛАЙД 41.

(«Тройка – это постоянно присутствующий образ в повести А.С. Пушкина «Метель». СЛАЙД 42.

У Пушкина описываются  картины русской деревенской жизни, когда помещики навещают друг друга («соседи поминутно ездили к нему…» [Гавриле Гавриловичу]).

СЛАЙД 43.

Да и Марья Гавриловна едет в церковь (и возвращается из неё) на тройке лошадей, присланной Владимиром (« [кучер] взял вожжи, и лошади полетели»). У героини тревожное лицо и взгляд, устремлённый в неизвестность… СЛАЙД 44.

Бурмин, спеша в Вильну, в полк, заплутав по метели, попадает в церковь на венчание и … уезжает из неё… СЛАЙД 45.Основные события повествования происходят зимой, поэтому мелодия одновременно навевает воспоминания о стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Представляются картины бескрайней русской равнины, укрытой снегами, видится одиноко бегущая тройка лошадей с бубенцами, когда снег летит из-под копыт,  и даже дремлющий в кибитке  автор «Метели».) СЛАЙД46. 

Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.

ВОПРОС: Какие картины, нарисованные в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога», совпадают с эпизодами повести?

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Как уже прозвучало, основные события повествования происходят зимой («во мгле мутной и желтоватой»)… СЛАЙД 47. 

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Тройка, везущая Марью Гавриловну в церковь и Бурмина в полк…

СЛАЙД 48. 

……………………………..

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Путь Бурмина в Вильну… СЛАЙД 49. 

И девятая картина в иллюстрациях Свиридова тоже называется «Зимняя дорога», но об этом позже…

Название повести – «Метель» – сразу настраивает читателей на атмосферу произведения. В нём звучит предвкушение острого, динамичного, тревожного действия, драматического развития, непредсказуемости сюжетной линии. Укрепляет драматический настрой эпиграф, представляющий собой фрагмент из поэмы Жуковского «Светлана». Он продолжает развивать заявленную в названии тревожную, динамичную тему. С эпиграфом резко контрастирует начало повести, где царит эпическое спокойствие и подчеркнутая обыденность. Читатели знакомятся с главными героями повествования.

ЗАДАНИЕ: Охарактеризуйте прослушанную музыку, подтвердив характеристикой, что иллюстрация соответствует замыслу Пушкина.

(Начало иллюстрации «Тройка» – быстрое, резкое, музыка захватывает слушателя, создавая интенсивное движение. Сразу представляется резвая тройка лошадей, бегущая по лесу или средь широкого поля. Если начало носит смятенный, вихревой характер, то продолжение мелодии спокойное, похожее на мирный бег лошадки. Прослушанная музыка соответствует замыслу Пушкина.)

Наиболее известной и яркой иллюстрацией к повести является «Романс».

Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви Бурмина и Маши, а кульминацией музыкальных иллюстраций является «Романс». Оба отрывка по эмоциональному настроению очень непросто построены. Но, как всегда у Свиридова, динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.

Звучание второй иллюстрации«Романс». СЛАЙД 50. 

ЗАДАНИЕ: Обрисовывая характер данной мелодии, воссоздайте картины из повести, которые вспоминаются при прослушивании иллюстрации.

(«Романс» начинается тревожно, но в умеренном темпе, потом мелодия сходит на нет. Затем начинается главная тема, исполняемая скрипкой, которая тревожит душу тоской. Музыка помогает глубоко погрузиться в чувства героев. Во время прослушивания ясно представляются переживания Марии: скорбь по умершему отцу и Владимиру, печаль из-за неопределённости судьбы. Потом медленная грустная мелодия усиливается и переходит в ещё более трагическую, и скрипка передаёт своё соло трубе. Тут беспокойство и безысходность судьбы Маши очень ощутимы из-за громкой трагической мелодии. Но потом мелодия затихает, снова солирует скрипка. Музыка звучит светло, печально, отрешенно… и исчезает совсем. Все переживания героев перепутанные «метелью» в их жизни, отражены в музыке этой иллюстрации. «Романс» с его взлётами и падениями напоминает метель».)

ВОПРОС: Помогает ли музыка «Романса» прочувствовать настроение и мысли главных героев повести Пушкина?

(«Романс» способствует более глубокому погружению в мир чувств героев: в нём переживания и сомнения Маши, когда она собирается покинуть родительский дом; страдания Владимира, заплутавшего в метели; скорбь героини по погибшему Владимиру и умершему отцу; печаль, вызванная неопределённостью дальнейшей судьбы; сожаления Бурмина о «жестокой проказе» и его тщетные надежды отыскать ту, над которой он подшутил.) СЛАЙД 51. 

СЛАЙД 52.  

Когда Маша понимает, что родители не позволят ей выйти замуж за несостоятельного человека, она решается на рискованный шаг – тайное венчание.  Но внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а её жених попадает во власть стихии.

Следующим фрагментом («Венчание») композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания.

Звучание третьей иллюстрации«Венчание».

ВОПРОС: Что такое венчание? Как на ваш взгляд должна звучать музыка, рисующая обряд венчания?

Вы обратили внимание, что эта музыка не звучит празднично и торжественно. Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно.

ВОПРОС: Что предвещает музыкальная картина «Венчание»? Какие чувства вызывает мелодия у слушателя? Какие эпизоды повести вспоминаются при звучании этой иллюстрации?

(Музыкальная картина «Венчание» вызывает непонятную тоску и тревогу, предчувствие беды, чего-то неотвратимого, что подтверждает и сон Марьи Гавриловны перед побегом из дома, слушатель вместе с героиней ждёт чего-то ужасного. СЛАЙД 53. 

Музыка предвещает беду: Владимир не приедет, сбившись с пути, им овладевает отчаяние, когда он понимает, что не может найти дорогу до церкви; Маша обвенчается с неизвестным; Бурмин стремительно уедет из церкви в полк – судьба троих останется неясной… СЛАЙД 54. 

«Венчание» – это момент, где метель решает судьбу троих героев. Атмосфера таинственности, затаенной нежности в самом начале внезапно сменяется страстными восклицаниями: мощные удары аккордов оркестра — как удары судьбы. Музыка самая печальная и пророчащая, в ней даже слышится что-то зловещее. Неясностью, непонятностью и тревогой наполнена картина «Венчание».)

СЛАЙД 55.

«Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски…Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» – «Начинайте, начинайте, батюшка», – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… она вскрикнула: «Ай. Не он! Не он!» –  и упала без памяти». СЛАЙД 56. СЛАЙД 57. 

Это стечение обстоятельств не что иное, как неизбежный рок, что понимает читатель в конце произведения. Узнав о том, что избранница обвенчана с другим, Владимир возвращается на службу. СЛАЙД 58. 

 Вскоре поступает известие о том, что прапорщик погиб в Бородинском сражении.

Подтекстом пушкинской «Метели» является тема Отечественной войны 1812 года: Владимир умирает от ран, полученных в Бородинском сражении; Бурмин возвращается героем.

Звучание четвёртой иллюстрации«Военный марш». СЛАЙД 59. 

ВОПРОС-ЗАДАНИЕ: Что отражает музыкальная иллюстрация «Военный марш»? Сопоставьте данную иллюстрацию с мелодиями, услышанными ранее. Какие события повести отражены в марше?

(Музыкальная иллюстрация «Военный марш» прекрасно воссоздаёт атмосферу исторической эпохи и позволяет глубже ощутить «упоительный восторг» того «незабвенного»,  «блистательного времени», когда «сильно билось русское сердце при слове отечество», оттого, что «война со славою была кончена». Мелодии Георгия Свиридова, прослушанные ранее,  грустные и задумчивые, они заставляют мыслить и сопереживать. «Военный марш» оживляет иллюстрирование своей залихватской мелодией, торжественной и радостной музыкой. СЛАЙД 60. 

Представляются гусары на лошадях, ликующая толпа,  встречающая героев, с победой вернувшихся с войны, радостные женщины, букеты цветов. Но в марше отражено не только время славы и восторга после победы русских воинов в Отечественной войне 1812 года, но и то, что Бурмин возвращается героем и судьба вновь соединяет его с Машей.)

В музыке «Марша» отображается не только героизм и патриотизм русских военных, а их жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

СЛАЙД 61.«Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезала. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура!… Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?.. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был еще сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим торжеством…».

СЛАЙД 62. Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.

Звучание пятой иллюстрации«Вальс». СЛАЙД 63. 

ВОПРОС-ЗАДАНИЕ: В повести Пушкина нет изображения сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот «Вальс», с какой целью Свиридов написал эту иллюстрацию? Опишите картины, которые вам представлялись.

(В повести Пушкина, действительно, нет сцены бала, в которой бы мог прозвучать этот «Вальс», но балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться и пообщаться с соседями, но и мило провести время. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви. И, скорее всего, первая встреча с Владимиром произошла именно на балу.  Марья Гавриловна и Бурмин также могли кружиться в вальсе в послевоенное время…

 «Вальс» вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.

Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар. Уже Марья Гавриловна и…Бурмин – новая любовь и неясность: чем же всё закончится?)

В «Вальсе» не только поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб  Пушкинского времени. Вальс – символ романтической любви – тесно связан в русской литературе с офицерством и армией: не было на Руси более пылких влюблённых, лихих игроков и танцоров чем гвардейские офицеры. Владимир – армейский прапорщик, Бурмин тоже военный, герой 1812 года. СЛАЙД 64. 

Мелодия проста лишь на первый взгляд. Свиридовский вальс кружится и дразнит, манит и ускользает, будто призрак счастья, убегающий от человека, всё пытающегося его догнать. В «Вальсе» борются две музыкальные тенденции, устойчивая и неустойчивая, как бы пытаясь обмануть друг друга. В первой «дамской» теме, похожей на танцующие снежинки, устойчивые звуки, которые музыканты называют тоникой, попадают на пробегающие, пролетающие ритмические доли, и их устойчивость оказывается «лживой». Во второй теме, которую как будто подбрасывает невидимая рука, тоника попадает на слабые такты, а на ритмический акцент приходится самый неустойчивый аккорд. В результате музыка оказывается крайне зыбкой и колеблющейся. Не такова ли и судьба, выпавшая  героям «Метели»? 

Тургенев считал, что в литературном произведении, как и в музыке, «необходимо под конец напомнить первоначальный мотив». Георгий Свиридов мастерски завершает иллюстрирование картиной «Зимняя дорога», которая благодаря искусному повтору «первоначального мотива» («Тройка»)замыкает кольцо и создаёт единую музыкальную канву. «Зимняя дорога», возвращает слушателя к первому образу — тройки, летящей через зимнюю мглу под неумолчный звон дорожных колокольцев, под меланхоличную нескончаемую песнь. Этот номер интонационно перекликается с первым номером «Тройка», но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. СЛАЙД 65. 

 Звучание шестой иллюстрации«Зимняя дорога».

Кольцо

Кольцо – разновидность повтора (см): обрамление, повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых).

Н е пой красавица при м н е (звуковое)

Стихия Александра Блока —

Метель, взвивающая снег.

Как жуток зыбкий санный бег

В стихии Александра Блока.

Несёмся — близко иль далёко? —

Во власти цепенящих нег.

Стихия Александра Блока —

Метель, взвивающая снег.

Ф. Сологуб

(лексическое и синтаксическое)

Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова, 2005

ВОПРОС-ЗАДАНИЕ: Каким образом композитору удаётся с помощью последней иллюстрации отразить стремления героев и основную мысль «Метели»?

(«Зимняя дорога» является развязкой запутанной повести. Название совершенно гармонирует со смыслом музыки и текстом Пушкина. «Зимняя дорога» явилась плавным переходом от метели к ясному небу, от жизненной смуты к спокойствию, счастью и умиротворению…

Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…Маша и Бурмин наконец-то объяснились и, наверное, будут счастливы.) СЛАЙД 66. 

Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Осмысление словесной ткани произведения в соединении с музыкой-интерпретацией позволяет глубже понять стремления героев и основную мысль «Метели»: надуманная, ненатуральная любовь Маши и Владимира под влиянием природы (метели), времени, зародившейся настоящей любви исчезает и открывает «дорогу» для истинных чувств. «Метель» жизни успокоилась и впереди – ровная и долгая дорога. СЛАЙД 67. Вывод – СЛАЙД 68.