На картине И.Э. Грабаря изображён мартовский деньНа картине И.Э. Грабаря изображён мартовский день. Это сельский пейзаж. Пейзаж – излюбленный жанр Грабаря. Прошедший путь от импрессионизма к дивизионизму художник, как правило, смешивает элементы разных жанров. Часто это пейзаж – картина, где раскрывается не только тема природы. Картина «Мартовский снег» написана в Подмосковье.

Дивизионизм. Объединяя в единую группу три своих дугинских картины — «Февральскую лазурь», «Мартовский снег» и «Снежные сугробы», — Грабарь писал, что «каждая из этих трёх картин отли­чалась от предыдущей большей степе­нью цветового разложения», причем «Февральская лазурь» стала первой на этом пути, открывая, таким образом, «новый путь, в тогдашнем русском искусстве еще неизведанный». Восторженное восприятие красоты находило равновесие в рациональности живописного метода Грабаря, который он назвал вслед за французскими художниками дивизионизмом, от слова «разделение» («division»). На каждом сантиметре живописной поверхности на белом фоне он разделяет и сопоставляет мазки дополнительных цветов: красного и зелёного, оранжевого и голубого (верхушки деревьев и небо), жёлтого и фиолетового. Мелькание в глазу зрителя этого пестрого «конфетти» мазков и создает ощущение звонких созвучий, яркости и ослепительной белизны.

Хотя вот в «Мартовском снеге», написанном непосредственно за «Февральской лазурью», неба нет совсем, а картина тоже светлая, позволяющая «додумать» синее небо над осевшими мартовскими сугробами.

Любовь Грабаря к снегу по-настоящему оформилась на даче С.В. Иванова в Яхроме, тогда же он увидел особую красоту синеватых теней на снегу. «Я впервые, — рассказывал он об этом време­ни, — познал красоту бесконечных бирю­зово-сиреневых переливов на снегу».

«Физиология» снега всегда интересовала Грабаря. Воз­можно, первый интерес пробудился в нем с подачи В.В. По­пова, у которого он учился живописи еще в лицейскую пору. Попов настойчиво посылал своих учеников на Пе­редвижную выставку смотреть картину Василия Сурико­ва «Боярыня Морозова» — причём смотреть её не как произведение идеологическое или историческое, а имен­но как шедевр живописи. «Хорошенько посмотрите, — наставлял он, — как написан снег под санями и в колеях. Там все цвета радуги, а отойдёшь — снег-то белый. Вот как надо писать!» Особенно заняла Грабаря тема снега — «весеннего, мартовского, осевшего, изборожденного ло­шадиными и людскими следами», — в 1904 году: «В сол­нечный день в ажурной тени от дерева на снегу я видел це­лые оркестровые симфонии красок и форм, которые меня давно уже манили… Пристроившись в тени дерева и имея перед собой перспективу дороги, которую развезло, и хол­мистой дали с новым срубом, я с увлечением начал пи­сать… Я писал с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумы­вая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной фанфары».

Картина «Мартовский снег» в деталях

Картина известного российского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Мартовский снег», которая в настоящее время находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи, словно предвестник весны. Время написания картины 1904 год.

О месте, где был написан «Мартовский снег», Грабарь вспоминал: «В ближайшей к Дугину деревне Чурилкове, про­званной нами… Чурилкендорф, я нашел такой именно, нужный мне уголок».

На картине И.Э. Грабаря изображён мартовский день. Это сельский пейзаж. Пейзаж – излюбленный жанр Грабаря. Прошедший путь от импрессионизма к дивизионизму художник, как правило, смешивает элементы разных жанров. Часто это пейзаж – картина, где раскрывается не только тема природы. Картина «Мартовский снег» написана в Подмосковье. Своеобразным лирическим мотивом становится фигура деревенской девушки с ведрами; сам художник расценивал этот мотив как один из наиболее типичных для русской деревни. Введение дополнительной сюжетной линии создает особый поэтический мир пейзажей Грабаря. Название картины не случайно – половину живописной поверхности занимает фактура пористого, с разноцветными рефлексами снега, который написан плотными, объёмными мазками.

Грабарь писал «Мартовский снег», следуя системе дивизионизма — то есть, разлагая сложные тона на чистые цвета в расчёте на оптическое смешение мазков чистого цвета при вос­приятии изображения зрителем. Взгляните на дорогу: издали она кажется грязно-серой, а на самом деле составлена из мазков самых разных красок — от белил до жжёной умбры.

(Умбра – краска тёмно-коричневого цвета с зеленоватым оттенком. Умбра жжёная получается в результате прокаливания умбры натуральной при температуре 400°С600°С и становится глубокого коричневого тона. Название происходит от названия горного региона центральной Италии Умбрия.)

Живописец все пространство «покрыл» снегом, лишь добавляя в картину жанровую сценку: молодая крестьянская девушка идёт за водой с коромыслом. Появление на картине девушки с коромыслом стало счастливой случайностью. «Закрыв почти весь холст, — писал Грабарь, — я вдруг увидел крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую через дорогу с коромыслом и ведрами. Я вскрик­нул от восхищения и, попросив её остановиться на десять минут, вписал её в пейзаж…»

Полотно завораживает своей простотой и гармонией, всё здесь дышит спокойствием и умиротворенностью. Картина привлекает незамысловатостью сюжета, гармонией и красотой сельской жизни. Художник, изобразив обычные будни жителей деревни, увидел в них неподражаемую красоту. Грабарь любуется пробуждающейся природой, восхищается наступающей весной, стремясь показать пока ещё скрытую мощь талой воды, которая вот-вот ворвётся ручьями в деревенский пейзаж.

Картина Грабаря Мартовский снег создана по всем канонам импрессионизма. Здесь целая симфония разнообразных рефлексов цвета, и голубоватых теней на бело-сером снежном покрове, и уменьшение интенсивности цвета от нижней части полотна к верхней.

Сельский неброский пейзаж – это портрет прекрасной русской природы. Художник глубоко чувствовал ее обаяние и замечательно передавал это в своих картинах, которые привлекают естественностью и внутренней прелестью.

(Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.)

Напишите сочинение по предложенному плану.

Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Мартовский снег».

План

  1. Смысл названия картины «Мартовский снег». (Особенно занимала Грабаря тема снега — «весеннего, мартовского, осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами»: «В солнечный день в ажурной тени от дерева на снегу я видел целые оркестровые симфонии красок и форм, которые меня давно уже манили…» На дворе стоит весенний месяц март, но в России он очень коварный: то теплом заворожит, то морозцем ободрит, а, то и новым снежком запорошит. И особенно это заметно в сельской местности. Вот и Грабарь решил запечатлеть мартовский день на фоне сельского пейзажа. Земля ещё не торопится сбросить с себя пуховое одеяло снега. Название картины не случайно – половину живописной поверхности занимает фактура пористого, с разноцветными оттенками снега, который написан плотными, объёмными мазками. Снежная толща не скоро сдастся лучам всё прибывающего мартовского солнца.)
  2. «Симфония красок и форм» на полотне Игоря Грабаря. Снег. (Ветвистая голубая тень дерева, перспектива дороги, которую развезло, холмистая даль с новым срубом… состоят из множества мазков чистого цвета, образую­щих, по выражению художника, «сим­фонию красок». Снег уже стал ноздреватым, с ледяными, оплавленными солнцем, комочками сверху. Но и этот постаревший, тяжёлый, набухший от воды снег представляется художнику чем-то дивным. Ускользающая голубизна снега, которую можно увидеть только в определённое время дня, когда день вот-вот сменят сумерки. Понять, что вечереет, можно по синим теням деревьев на подтаявшем серо-голубом с розоватым отливом снегу. Такая тень может получиться только в рыжих лучах заката. На дорожках снег уже стаял. Тропинка уходит куда-то вдаль. Справа – деревья, они уже скинули с себя теплые снежные шапки и ждут тепла. Кое-где даже видна земля.)
  3. Крестьянская девушка, вписанная в пейзаж – лирический мотив поэтического пейзажа Грабаря. (Деревенская девушка в синей кофте и розовой юбке до пола, идущая через дорогу с коромыслом и вёдрами. На её голове – теплый платок, одета в темную телогрейку.Она спешит за водой.)
  4. Средства художественной выразительности, с помощью которых Грабарь передаёт «ослепительное впечатление этой жизнерадостной фанфары». (Весенний солнечный день. Множество светлых оттенков. Особенно это заметно на переднем плане картины. Здесь краски и белые, и желтоватые и светло розовые, и, конечно, все оттенки от голубого до синего. Неба нет совсем, но картина светлая, позволяющая «додумать» синее небо над осевшими мартовскими сугробами. Очаровательна фигурка девушки, движущейся в этом пространстве… Художник, словно специально, собирает все тона, которые использованы в палитре произведения, и этим придаёт героине особую значимость.)
  5. Чем картина привлекает зрителя? Помогла ли русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет» ощутить лирическое настроение пейзажа Игоря Грабаря? (Простота, гармоничность и красота. Автор любуется природой, восхищается ею, стремится показать всю ее мощь. На улице – умиротворение, так тихо и спокойно, и только слышно как ступает девушка, ломая тонкую ледяную корочку, образовавшуюся на дорожке. Лишь этот хруст раздаётся в тишине. Картина написана очень легко и воздушно, так художник хотел передать ещё невидимое, едва уловимое наступление весны. В каждой детали пейзажа видна любовь к русской деревне и сельской природе.)