На предыдущем уроке мы с вами попытались разобраться во взаимоотношениях героев «Метели» А.С. Пушкина, определились с позицией автора по отношению к ним, на основании наших наблюдений и исследований сделали вывод по поводу смысла названия повести. На этом уроке наша цель – раскрыть особенности сюжетного построения повести.

УРОК 2.

Приветствие. Записывается домашнее задание.

СЛАЙД 26.  Д/З: Повторить теоретический материал, записанный и вклеенный в тетради. Написать черновик сочинения на любую из предложенных тем: 1. «В чём смысл названия повести Пушкина «Метель»?» 2. «Как повлияла метель на судьбы главных героев повести?» 3. «Метель – жестокое испытание или счастливая судьба?»

Начало урока:

Слово учителя.На предыдущем уроке мы с вами попытались разобраться во взаимоотношениях героев «Метели» А.С. Пушкина, определились с позицией автора по отношению к ним, на основании наших наблюдений и исследований сделали вывод по поводу смысла названия повести. На этом уроке наша цель – раскрыть особенности сюжетного построения повести. СЛАЙД 27.

СЛАЙД 28.

ТЕМА: Своеобразие композиции повести А.С.Пушкина «Метель». (Развитие понятия о композиции литературного произведения. Роль композиционных  элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции.)

Литературное произведение складывается из множества элементов, которые в совокупности составляют сюжет.

Сюже́т (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе — ряд событий (сцен), происходящих в художественной последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения. Сюжет — основа формы произведения. Композицияструктура соединения отдельных частей в одно целое (построение художественного произведения).

Каждая часть книги образует интригу, которая заставляет нас перелистывать страницы и дочитывать произведение до конца. Первым вступительным элементом практически в любом произведении является экспозиция. Она хоть и не влияет на развёртывание событий, но позволяет нам понять характеры персонажей и жизненные обстоятельства, в которых они находятся. Что означает слово «экспозиция»?

Экспозиция  (от лат. еxpositio«изложение, выставление напоказ»)расстановка героев, демонстрация причин и обстоятельств, которые предшествуют началу событий. То есть автор «выставляет напоказ» исходные сведения о персонажах и позволяет понять ситуацию, в которой формировались их характеры. Простыми словами, экспозиция – это вступление к произведению. Её может и не быть в сюжете, но если она все-таки есть, то играет важную роль в раскрытии личностных качеств персонажей и общественной среды, в которой они пребывают.

С её помощью читателю удается понять, что собой представляет тот или иной герой, где он живет, чем занимается, что его окружает. В экспозиции может описываться природа местности, обстановка в доме, годы жизни персонажа, предшествующие сюжету, и многое другое.

Такое вступление может располагаться в самом начале произведения или следовать за развязкой, а его размер варьируется от нескольких строк или одной главы до четверти книги. Чем больше повествование, тем больше внимания в нём уделяется всевозможным мелочам и тонкостям характеров персонажей.

Часто в экспозиции раскрывается определенная предыстория, благодаря которой можно в полных красках осознать всю дальнейшую суть событий.

ВОПРОС-ЗАДАНИЕ: Проследите по тексту, какое событие изменяет исходную ситуацию? Определите границы экспозиции повести «Метель». (Экспозиция: «В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.») СЛАЙД 29.

Дальнейшие этапы развития сюжета литературного произведения нам уже известны. Вспомните сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», изучая которую, мы впервые познакомились с такими терминологическими понятиями, как «завязка», «кульминация», «развязка».

ЗАДАНИЕ:Прочитайте эти определения.

Завязка  – начальный момент в развитии событий, изобра­жённых в художественном произведении (эпизод, в котором возникает основной художественный конфликт).

Кульминация – высшее напря­жение действия в художест­венном произведении. Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведе­ния.  СЛАЙД 30. 

СЛАЙД31. По сути, сюжет «Метели»  – это анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы трёх человек.

В основе сюжета повести лежит курьёзный случай непредвиденной женитьбы молодого военного и провинциальной девушки. Основной сюжет состоит из двух сюжетных линий, сходящихся в конце: первая линия — Марья Гавриловна и Владимир, вторая — Марья Гавриловна и Бурмин. В соответствии с этим и строится произведение.


Вся повесть очень легко делится на две части, соответственно сюжетным линиям. Первую часть можно условно назвать «Марья Гавриловна и Владимир», вторую — «Марья Гавриловна и Бурмин».

I часть – «Марья Гавриловна и Владимир».

ВОПРОС-ЗАДАНИЕ: Определите, что является завязкой действия?

Завязка: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне».

Далее идёт развитие действияэпизоды литературного произведения, в которых происходит развитие основного конфликта между завязкой и кульминацией.

ВОПРОС:  До какого момента даётся развитие действия?

Развитие действия даётся до того момента, когда Владимир, добирается утром до Жадрина.

ВОПРОС-ЗАДАНИЕ:  Найдите эпизод, в котором изображён вечер накануне побега героини. Определите место эпизода в содержании повести. Какая существенная деталь помогает это сделать? (Сон М.Г.) Что же снилось Маше? (Пересказ.) Какова художественная роль сна Марьи Гавриловны? Что, по мысли автора повести, эти сны предвещают?

(Сон пророческий, он создаёт тайну, придаёт повести увлекательность, обозначает для читателя основной мотив повести – метель как стихию жизни, которую человек должен воспринимать как данность, бороться с которой не имеет смысла, её надо принимать и проживать, терпеливо переносить и суметь переждать.)

Помимо сюжета, в композиции произведения существуют ещё и так называемые внесюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а то и более важны, чем сам сюжет. Если сюжет произведения – это динамическая сторона его композиции, то внесюжетные элементы – статическая. Внесюжетными называются такие элементы, которые не продвигают действия вперёд, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях. Сон помогает понять душевное состояние героини.

ВОПРОС: Как чувствует себя Маша накануне побега? (прочитать). Почему так тревожен её сон? Чувствуется ли в этих строчках авторское отношение к героине?

СЛАЙД  32.

«…она бросилась на постель перед самым рассветом и задремала; но и тут ужасные мечтания поминутно её пробуждали. То казалось ей, что в самую минуту, как она садилась в сани, чтоб ехать венчаться, отец её останавливал её, с мучительной быстротою тащил её по снегу и бросал в тёмное, бездонное подземелие… и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил её пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться… другие безобразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим.»  

Всё предвещает беду. Но, не смотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь — божий храм.

Итак,  сон героини статическая деталь, помогающая определить её эмоциональное состояние, отношение автора к происходящим событиям, обозначает для читателя основной мотив повести «Метель».

ВОПРОС: Какой эпизод является самым важным в развитии действия? (Описание метели.)

В повести Пушкин изображает метель как живое существо, мешающее осуществлению планов. (Олицетворение). Метель становится движущей силой сюжета. Она символ непредсказуемости жизни, символ судьбы. И она безжалостна к Владимиру. Метель-судьба наказывает Владимира, наказывает за то, что он плохо осуществил свой план: слишком много времени провел за обедом у соседа; не сам поехал за невестой, а поручил её кучеру Терёшке; выбрал таких свидетелей венчания, которые позвали в церковь другого. Какое же счастье может ожидать Марью Гавриловну с таким «добросовестным» человеком? Образ метели тесно связан с образом Божьего храма в повести. Нет Божьего благословления – нет и дороги в храм.

ВОПРОС: Что же нашел Владимир у церкви? (прочитать).

«Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику. На дворе тройки его не было. Какое известие ожидало его!»

СЛАЙД 33.

ВОПРОС: Какое композиционное место занимает метель и опоздание жениха? (Кульминация первой сюжетной линии.)

Кульминация первой сюжетной линии –момент, когда замученный Владимир получает какое-то крайне неприятное известие. И пока читатель не знает, какое это известие, развязка не наступает. Позже становится известно о смерти Владимира и одиночестве Марьи Гавриловны, это и есть развязка первого сюжета. А неизвестность-то осталась: читатель не знает, что узнал Владимир, что произошло с Машей в церкви.

ВОПРОС: Изображаются ли события во временной последовательности? …Когда в первый раз нарушается временная последовательность?

«Но возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим, что-то у них делается. А ничего…»

СЛАЙД 34. ОТКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР.

Нередко автор использует приём композиционного «разрыва» событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии. Такой приём очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

ВОПРОС: Когда читатель узнает, о чём было крайне неприятное известие для Владимира и что произошло с Машей в церкви? (В конце повествования.)

Такой тип композиции называется – «обратная композиция». Пушкин вводит в повесть элемент обратной композиции.

ВОПРОС: С какой целью повествователь использует данные литературные приёмы?

(Композиционный «разрыв» событий  и элемент обратной композиции создают тайну, которая и придаёт повести очарование и увлекает читателя, сохраняя интригу до конца.)

Никто не знает о браке главных героев. Пушкину важен путь осознания справедливости решения метели через страдания главных героев. Совершённое преступление нравственное – люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба – в виде метели.

ВОПРОС: Как судьба наказывает Владимира? (Умирает.)

ЗАДАНИЕ:Жизнь наказывает Машу. Перечислите череду испытаний, которые выпадают на её долю. (Вышла замуж за незнакомца, пережила смерть Владимира, затем смерть отца, живёт с осознанием невозможности выйти замуж. Итог –  честное признание Бурмина).

II часть«Марья Гавриловна и Бурмин».

Вторую часть повести мы условно назвали «Марья Гавриловна и Бурмин». Роковая зимняя ночь и последующие события в жизни (смерть Владимира и отца) всё-таки повлияли на взросление девушки, она всё ещё представляла себя «настоящей героинею романа», но обетов никаких не давала. В её жизни появилась тайна, которая могла навсегда остаться нераскрытой, у неё есть муж, и его имени она не знает.

ВОПРОС: С описания каких событий начинается повествование  II части? (Окончание Отечественной войны 1812 года.)

«Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…»

ВОПРОС: Какого характера эти события? (Исторические.) Для чего Пушкин вводит в повесть это лирическое отступление о победоносном возвращении русских войск с войны 1812 года? (С войны возвращается Бурмин – все ждут «героя»…)

ЗАДАНИЕ: Обратимся к тексту повести и прочитаем последний абзац условно первой части.

«Женихи кружились и тут около милой и богатой невесты; но она никому не подавала и малейшей надежды. Мать иногда уговаривала её выбрать себе друга; Марья Гавриловна качала головой и задумывалась. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне вступления французов. Память его казалась священною для Маши; по крайней мере, она берегла всё, что могло его напомнить: книги, им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для неё. Соседи, узнав обо всем, дивились её постоянству и с любопытством ожидали героя, долженствовавшего наконец восторжествовать над печальной верностию этой девственной Артемизы.» (Артемида – древнегреческая богиня целомудрия – искажено нарочно? – ирония.)

ВОПРОС: Итак, завязкой второго сюжета является? Возвращение Бурмина с войны и его знакомство с Марьей Гавриловной.

ВОПРОС: Что больше всего возбуждает любопытство Маши в отношениях с Бурминым? Подтвердите словами из текста. («Тайна…»).

Именно тайна и заставляет Машу предпринимать «военные действия». (Ирония!)

ВОПРОС: Когда же наступает кульминация?

Кульминация, то есть момент наивысшего напряжения в развитии действия, наступает в сцене объяснения Марьи Гавриловны и Бурмина.

И вот наступила решительная минута романтического объяснения. Вот и раскрыта тайна того, что произошло в жадринской церкви. Новая сюжетная линия – любовь Маши и гусарского полковника – переплетается с предыдущей и имеет свою композицию.

ВОПРОС: Найдите развязку? Какова её сюжетная особенность?

Финальные слова: «Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…» – развязкаи второй сюжетной линии, и повести «Метель» в целом.

СЛАЙД 35.

ВОПРОС: Сопоставьте отношения Марьи Гавриловны с  Бурминым и её отношения с Владимиром? В чём сходство в описании этих отношений, а в чём различие?

(Сходство: эти отношения трудно складываются. Различие в том, как и почему мать (близкие) смотрит на эти отношения. История с Владимиром происходит зимой, герои пережили метель (в прямом и переносном смысле) и другие препятствия. Встреча с  Бурминым произошла летом, при ярком солнце, всё сразу счастливо объяснилось. Читатель понимает, что совсем не случайно встретились и полюбили друг друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин. Господь помиловал их.)

ВОПРОС: Подумайте, закончилась ли метель в произведении и в душе героев? Возможно ли их счастье? Обратившись к финалу повести, обоснуйте свой ответ.

(Бурмин так же, как и Маша, наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил. Восстановим цепочку испытаний: Бурмин «шутя» женится на незнакомке — раскаивается — честно признается Маше. Герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы = мотив прощения.)

Таким образом, мотив наказания и прощения сводится к идее произведения: наказание и прощение — справедливое возмездие. И главная роль в судьбе человека отведена стихии.

Заключительное слово учителя.  Итак, в повести Пушкина «Метель» основа сюжета – курьезная женитьба. Для мужчины, это попытка повеселиться, для девушки – крах всех ее любовных надежд. Сюжет условно разделен на две сюжетные линии, и каждая имеет свою завязку, кульминацию и развязку:

  • Марья и Владимир;
  • Марья и Бурмин.

Пролог и эпилог отсутствуют, а сама повесть начинается малой экспозицией, где описываются будни поместья. Промежуточная кульминация – метель и опоздание жениха. В этот момент одна сюжетная линия плавно переходит в другую. Основная кульминация: по истечению многих лет Марья узнает в новом кавалере своего «старого» мужа. Ключевой символ, который предопределяет ход событий и помогает связать все нити повествования в единое целое, – образ метели-судьбы. Именно метель-судьба у Пушкина и наказывает, и вознаграждает человека. Повесть написана не для праздного чтения. «Метель» – это глубокое размышление гения о достижении человеком счастья.

СЛАЙД 36.