Урок 3. Музыкальная трактовка образа Левко в опере Римского-Корсакова «Майская ночь».

Словно всё и горит и звенит заодно,
Чтоб мечте невозможной помочь;
Словно, дрогнув слегка, распахнётся окно
Поглядеть в серебристую ночь…
А.А. Фет

И.С. Тургенев в письме Стасюлевичу (1875) писал, что в литературном произведении, как и в музыке, необходимо под конец напомнить первоначальный мотив.

Интересно, что близкий литературе закон завершения произведения действует и в музыке. Финал здесь обычно концентрирует темы предыдущих частей, но в новом сочетании и пронизан новым настроением.

Итак, напомнить, но не повторить, охватить произведение в целом и дать новый свет всему совершившемуся — вот общее свойство финалов произведений разных искусств. Этот закон гармонии помогает ученикам прочувствовать, как изменилось первоначальное представление о героях, как обогатило их чтение произведения.

В.Г. Маранцман убеждал: «На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в которой требуется не просто повторить изученное, но осмыслить его заново, убедить других в справедливости сложившегося мнения, защитить выводы, к которым анализ привёл. При этом необходим новый приём разбора, новый центр внимания, новый угол зрения на произведение, новый материал. В этом случае ученики придут к новому повороту мысли, углублённому осмыслению произведения в целом».

Новым «центром внимания» для учеников станет образ главного героя повести, музыкальная его трактовка в опере Римского-Корсакова. Новый материал заставляет ещё раз обратиться к тексту повести Гоголя. Сопоставление картин повести с отрывками из оперы поможет более глубокому осмыслению произведения.

По завершении рассказа учителя об опере на уроке звучит привольно льющаяся песня Левко (из первого акта) «Солнышко низко, вечер уж близко» («Выйди, сердечко моё…»), полная восторженного тёплого чувства. После прослушивания этого музыкального отрывка спросим: о чём повествует песня героя «Солнышко низко, вечер уж близко»? Какими строчкам повести она особо близка?

У Римского-Корсакова в необыкновенно волшебной музыке раскрывается поэтичная история любви крестьянского парубка и красавицы Ганны. Ученики считают, что песня Левко близка словам Ганны. Когда гоголевская героиня объясняется в любви «чернобровому козаку» Левко, она говорит: «За то люблю…, что ты идёшь по улице, поёшь и играешь на бандуре, и любо слушать тебя». Действительно, эту песню хочется слушать снова и снова: мелодия её лирична и красива, нежные слова посвящены ясноокой красавице. Замечают ученики и то, что в опере звучит слово Гоголя. Римский-Корсаков, сам написавший либретто, бережно сохранил его, лишь немного поменял слова местами: и первый монолог Левко (под окном у дома Гали) превратился в песню:

Солнышко низко, вечер уж близко,
Выйди, сердечко моё, хоть на миг.
Спишь или выйти, Галя, не хочешь:
Кто б не увидел, боишься, ты знать…
Или на холод, Галя, не хочешь
Белое личко своё показать?
О! Не бойся, здесь одни мы,
Вечер тих и тёпел, да… Ах!
Если пройдёт кто — свиткой прикрою,
И не увидит никто нас с тобою.
Если ж холодом повеет,
К сердцу я тебя прижму,
Белые ножки шапкой прикрою
И поцелуем согрею тебя!..
Рыбка, сердечко, ожерелье!
Выгляни, выгляни, Галя, на миг!
Белую ручку в окошко просунь!

Читаем у Гоголя: «Галю! Галю! Ты спишь, или не хочешь ко мне выйти? Ты боишься, верно, кто бы нас кто не увидел, или не хочешь, может быть, показать белое личико на холод! Не бойся: никого нет. Вечер тёпел. Но если бы показался кто, я прикрою тебя свиткою, обмотаю своим поясом, закрою руками тебя — и никто нас не увидит. Но если бы и повеяло холодом, я прижму тебя поближе к сердцу, отогрею поцелуями, надену шапку свою на твои беленькие ножки. Сердце моё, рыбка моя, ожерелье! выгляни на миг. Просунь сквозь окошечко хоть белую ручку свою…»

Композитор был очарован музыкальностью образа Левко в повести: столько необыкновенных песен и оперных партий написано для него. (На уроке звучат отрывки из «Майской ночи», постановка ГАБТ, В. Небольсин, партия Левко в исполнении знаменитого тенора — С. Лемешева.) Лирический дуэт «О, не бойся, калиночка красная» вырастает в большую сцену; певучим фразам Ганы сопутствуют то капризные, то мечтательные «реплики» солирующей скрипки в оркестре; заключительный эпизод сцены — рассказ Левко «Давно это было», в котором герой поведал любимой легенду о Сотниковой дочке.

Первый акт завершается раздольной песней Левко и парубков «Хлопцы, слышали ли вы?», в которой звучит решение «побесить хорошенько сегодня голову… и писаря не минуть».

А перед этой песней из оперы, которая также прослушивается на уроке, читаем слова Левко: «“А у меня, как нарочно, сложилась в уме славная песня про голову. Пойдёмте, я вас её выучу…” Под окном послышался шум и топанье танцующих. Сперва тихо звякнули бандуры, к ним присоединился голос. Струны загремели сильнее; несколько голосов стали подтягивать, и песня зашумела вихрем:

Хлопцы, слышали ли вы?
Наши ль головы не крепки!
У кривого головы
В голове расселись клепки.
Набей, бондарь, голову
Ты стальными обручами!
Вспрысни, бондарь, голову
Батогами, батогами!

Голова наш сед и крив;
Стар как бес, а что за дурень!
Прихотлив и похотлив:
Жмётся к девкам… Дурень, дурень!
И тебе лезть к парубкам!
Тебя б нужно в домовину, по усам да по шеям!
За чуприну! за чуприну!»

Переполох, устроенный парубками (IV глава), так комично описанный Гоголем, во 2-м акте оперы изобилует комедийными ситуациями. Римский-Корсаков слова песни о голове из повести целиком переносит в оперу.

После прослушивания «Песни о голове» обратимся к пятиклассникам:
— Как мы слышали, Левко может сочинять не только лирические песни. Почему же он выбирает другую тему? Отчего «песня зашумела вихрем», нашла поддержку у «хлопцев»? За что же люди не любят голову? Как эта нелюбовь отразилась в песне? Чем отличается «Песня про голову» от песни, посвящённой Ганне?

Вновь обращаясь к страницам повести, школьники вспоминают причину конфликта между отцом и сыном — эпизод, где автор описывает приставания головы к невесте сына. Ученики считают, что «причиной устроенного переполоха было желание отмстить голове. Левко оказался невольным свидетелем его приставаний к Ганне: “Левко! Левко ещё молокосос! — говорил хрипло и вполголоса высокий человек. — Если я встречу его когда-нибудь у тебя, я его выдеру за чуб…”, “попробует он, собачий сын, каковы у меня кулаки”. А ведь голова — его отец, и он знает, что Левко любит Ганну! Поэтому и сложилась у нежного, преданного Левко такая ругательная песня. В ней звучит возмущение «старым бесом» головой, который «сед и крив» и «жмётся к девкам». Как оценил песню винокур: “Славная песня! Скверно только, что голову поминают не совсем благопристойными словами…”» (Антон Е.).

Музыкальный фрагмент о голове укрепляет мнение учащихся об отношении людей к герою: «Люди не любят голову из-за его поступков и характера. Голова самонадеян и эгоистичен, честолюбив и самодоволен. Скор на расправу и несправедлив: “…он обливает людей на морозе холодною водою, так и нос поднял!”. Нет в нём ничего, что могло бы вызвать уважение окружающих: “Он управляется у нас, как будто гетьман какой. Мало того, что помыкает, как своими холопьями, ещё и подъезжает к девчатам нашим”. Даже сын не любит голову за то, что он ухаживает за Ганной (невестой парубка) и мешает им пожениться. Об отношении к голове говорят высказывания жителей села, особенно слова из песни парубков, которую придумал Левко (и включил в оперу Римский-Корсаков):

Голова наш сед и крив;
Стар как бес, а что за дурень!
Прихотлив и похотлив:
Жмётся к девкам…Дурень, дурень!
И тебе лезть к парубкам!
Тебя б нужно в домовину, по усам да по шеям!
За чуприну! за чуприну!»

— пишет в своём сочинении «Почему люди не любят голову?» ученица экспериментального пятого класса Татьяна К.

Ученики справедливо считают, что нелюбовь всего села к голове нашла отражение в этой песне: «Песню тут же подхватили хлопцы оттого, что голова вызывает у них неприятие из-за своей самодурной власти над жителями села. Я думаю, что при случае эту песню пело бы и всё село» (Александр С.).

Школьники отмечают отличие двух прослушанных песен: «Первую песню, посвящённую Ганне, герой поёт с любовью и нежностью. “Солнышко”, “сердечко”, “рыбка”, “ожерелье” — так называет её Левко, готовый прикрыть Галю свиткой от чужих глаз, согреть поцелуем, а “белые ножки” укутать своей шапкой. Мелодия её светла и лирична, любовь, ласка и желание уберечь любимую звучат в каждой строчке.

Во второй песне задорный, даже воинствующий мотив. Лексика груба и резка, слова оскорбляют голову:

У кривого головы
В голове расселись клепки.
Набей, бондарь, голову
Ты стальными обручами!
Вспрысни, бондарь, голову
Батогами, батогами!» (Лада С.)

Читаем отрывок из повести: «Не беспокоясь ни о чём, не заботясь о разосланных погонях, виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому и пруду. Не нужно, думаю, сказывать, что это был Левко». Изумительная картина ночного пейзажа изображена у Гоголя. Природа в восприятии героя (автора повести) одушевлена: «Никогда ещё не случалось ему (Левко) видеть подобного…» И вместе с героем читатели очарованы этой картиной: «…Сильно и звучно перекликались блистательные песни соловьёв, и когда они, казалось, умирали в томлении и неге, слышался шелест и трещание кузнечиков или гудение болотной птицы, ударявшей скользким носом своим в широкое водное зеркало. Какую-то сладкую тишину и раздолье ощутил Левко в своём сердце. Настроив бандуру, заиграл он и запел:

Ой ти, мiсяцю, мiй мiсяченьку!
I ти, зоре ясна!
Ой, свiтiть там по подвi’I,
Де дiвчина красна».

Теперь прослушиваем полную восхищения песню Левко «Ой ты, месяц». Она близка украинским народным напевам, прерывается чарующими лирическими словами Панночки, которые сопровождаются лёгкими, как дуновение ветерка, прозрачными пассажами арф. Именно с этой песней герой подходит к Сотникову дому (так же, как и к дому Ганы).

Завершая комментарии к опере, обращаем внимание учеников на то, что реальный и вымышленный миры тесно переплетены и в опере. Сомнений в существовании русалок у Левко нет, вера его в волшебство крепка. Левко видит их «в тонком серебряном тумане», они «лёгкие, как будто тени», бледны, «тело их как будто овеяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце. Хоровод, играя, придвинулся к нему ближе». Выдержанный в изящном танцевальном ритме хор русалок («Заманивать молодца пением») пленяет чистотой и напевностью мелодии. Светлым колоритом пронизана песня русалок «Собирайтесь, девицы, собирайтесь, красные», родственная народным игровым песням. Сцена игры в ворона основана на мотивах, напоминающих древние языческие заклинания. Фантастическая часть акта заканчивается нежным лирическим дуэтом Панночки и Левко «О, как легко мне теперь, как отрадно» и оркестровой картиной солнечного восхода (музыка начала акта).

Оперу завершает ликующий взволнованный дуэт Ганы и Левко.

Все эпизоды в повести, где присутствует Левко, проникнуты безмятежным, мечтательным настроением (исключая её комические страницы, изображающие Каленика, голову и его окружение — гл. II, III и IV). Лиризм и обаяние излучает музыка Римского-Корсакова, она создаёт эмоциональный настрой, позволяет взглянуть на характер героя по-новому.

Учащиеся при сопоставлении повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» и одноимённой оперы Н.А. Римского-Корсакова приходят к новому выводу. Левко — главный герой повествования. Левко — связующее звено между миром реальным и миром сказочным (потусторонним), куда он беспрепятственно проникает, помогает панночке и возвращается назад. Именно Левко способен на чудо, потому что он музыкант, поэт — личность творческая, натура лирическая. Он любит Ганну, чувствует поэзию окружающего мира, искренне верит в чудеса, способен на сочувствие к утопленнице, потому что к ней несправедлива судьба. Левко вообще противник несправедливости. Он ищет справедливость везде: и в вымышленном мире, и в реальном, организуя переполох, чтобы «побесить» зарвавшегося голову (своего отца). И красоту майской ночи, которой отдаёт дань Гоголь, читатели видят глазами Левко: «Оглянулся: ночь казалась перед ним ещё блистательнее… Никогда ещё не случалось ему видеть подобного… С изумлением глядел он… Притаивши дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и видит… Сердце его разом забилось… Какую-то сладкую тишину и раздолье ощутил Левко в своём сердце. Настроив бандуру, заиграл он и запел…» И как логическое завершение — песня, которая всюду сопутствует герою. С него начинает повествование Гоголь, им и заканчивает, а окружает Левко красота неповторимой майской ночи. («Портрет в рамочке», — как сказали дети.) Оттого-то основные музыкальные партии в опере Римского-Корсакова написаны для Левко: композитор внимательно читал Гоголя и проявил к его слову бережное отношение при написании музыкального аналога.

На дом учащиеся получают задание написать сочинение на одну из тем: «Смысл названия повести Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”»; «За что люди не любят голову»; «Что чувствовал Левко, когда…», используя одну из прослушанных музыкальных сцен, сохранив дух гоголевского повествования.

Ученица, выбравшая последнюю тему («Что чувствовал Левко, когда…»), отобразила плодотворное слияние двух искусств — словесного и музыкального. Её воображение и фантазия, пробуждённые музыкой, отражают эмоциональный отклик, свидетельствующий о глубоком понимании образа главного героя повести: «Тут же выкинув из головы все свои приключения, Левко медленно подходил к пруду, у которого стоял старый заброшенный дом панночки. Но герой уже вновь скучает о своей Ганне, его сердце полно мечтаний о ней. Думы Левко грустны оттого, что отец вряд ли даст согласие на союз с гарной дивчиной, ведь старик сам положил на неё глаз…

Но ночь так прекрасна, что не может поэтичная душа Левко долго грустить. Волшебная картина природы подчинила на время его чувства и мысли, и козак зачарованно напевает:

Как тихо, как прохладно тут,
Как искрится красиво пруд,
Как сладок запах тополей,
Всё спит. Не спит лишь соловей,
И громко-громко песня раздаётся…
Как тихо, тихо:
Лист не шелохнётся,
А месяца сиянье льётся…

Левко тонко чувствует мир природы. Казалось, тревога и печаль исчезли из сердца вовсе. Но разве может он надолго позабыть свою Ганну: «Ах! Что-то снится Ганне милой, и помнит ли во сне о Левко?». И нежнейшая колыбельная полилась в ночи. Будто бы соревнуясь с соловьём в нежности, запел наш герой, обращая все мечты своего сердца к любимой им Ганне:

Спи моя, красавица, сладко спи.
Радостный, светлый сон про тебя, свети.
Думаешь ли, грезишь ли обо мне?
Я же день и ноченьку мысля о тебе…
Пусть тебе пригрезится сладкий, сладкий сон:
Долюшка счастливая со милым дружком…

Только закончив одну свою песню, поддавшись очарованию ночи, Левко запел вновь:

Ой, ты месяц, светел месяц,
Светел месяц, месяц ясный!
Посвети ты, месяц,
Посвети путь-дорожку
Ко дивчине красной!

Но что это? “Как это странно, панский дом все люди старым называют, а он новёхонький глядит — сегодня словно только крашен…” И почудилось Левко, будто бы и свет горит в окне… Но встряхнувшись от удивления, герой обращает свою просьбу к месяцу — осветить путь-дорожку к любимой своей… Опять ему показалось, что в окне мелькнула девичья головка: “Ах, в доме отперто окно, тут, верно, кто-нибудь живёт”. С волнением воскликнул козак: “Но что со мной: во сне я что ль?..”

Пение молодца неожиданно прервано зачарованным, возникшим из ниоткуда хороводом русалок, плясавших на берегу…» (Святикова С.)

Сопоставление повести Гоголя с музыкальными отрывками из оперы Римского-Корсакова способствует аналитическому чтению произведения учащимися, устному словесному рисованию, составлению характеристики главного героя; они приобретают умение видеть эстетическую сторону произведения, определять позицию автора в повествовании. Прослушанные музыкальные интерпретации, пробуждая эмоциональную сферу учащихся, помогают конкретизации представлений школьников о действующих лицах повести «Майская ночь». При помощи музыки удаётся направить внимание школьников на художественное совершенство повести, закрепляется умение находить в тексте тропы и определять их роль в произведении. Привлекая внимание к языку Гоголя, музыка, в свою очередь, развивает способности самовыражения словом (в большей или меньшей степени, в зависимости от способностей и склонностей ребёнка). Так или иначе, умение читать произведение непосредственно связано с умением строить собственный текст: формируются навыки письменной речи.