Привлечение музыки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь, или Утопленница» как средство конкретизации представлений школьников о действующих лицах повести Н.В. Гоголя.

Аннотация. На уроках по изучению повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» автор статьи считает целесообразным привлечение музыки из одноимённой оперы Н.С. Римского-Корсакова как средство конкретизации представлений школьников о действующих лицах произведения.

Annotation. While studying the play of N.V. Gogol » May Night , or the Drowned » at the lessons the author of the article considers it appropriate to use the music from the opera of N.S. Rimsky-Korsakov as a means of concretization of students’ thoughts about the characters in the work.

В большую литературу Гоголя ввели «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832), поразившие современников оригинальностью поэтического материала: «… все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой весёлости, простодушной и вместе лукавой…» — писал Пушкин.

«Живое», по выражению Пушкина, «описание племени поющего и пляшущего» буквально соткано из мотивов украинского фольклора, почерпнутых из самых разных его жанров: героико-исторических «дум», лирических и обрядовых песен, сказок, анекдотов, вертепных комедий. В этом художественная достоверность весёлой и поэтичной народности первого повествовательного цикла Гоголя.

«Майская ночь, или Утопленница» основывается на многих легендах о «неупокоенных душах» безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой… История, рассказанная Гоголем, пронизана лиризмом, украинскими песнями, окутана поэтической грустью. В ней много доброты и нет христианской непримиримости по отношению к самоубийцам. Они не прокляты, они несчастны. Н. В. Гоголь вырос в атмосфере украинской песни и сказки, прекрасно передал её в своих книгах, сумел увлечь читателей поэзией народных малороссийских преданий.

Особенностью повестей об украинской жизни является мастерское сочетание реального и фантастического. Гоголевская фантастика опирается на фантастику фольклора, поэтому ведьмы, русалки и колдуны, живущие и действующие рядом с людьми, не столько страшные, сколько смешные. Основным мотивом «Вечеров» становится победа земного, человеческого над таинственным, потусторонним.

В работе над повестью Гоголя «Майская ночь», прочитанной учащимися дома, выделим следующие шаги: первый урок — обзорный. Учитель рассказывает об истории написания повести, обращает внимание учащихся на особенности её построения; в беседе выясняется степень понимания текста учениками. Обращаясь к чтению отдельных эпизодов, учитель вместе с учениками определяет значение описаний картин природы, которые помогают школьникам глубже понять повесть.

На втором уроке идёт аналитическая работа над портретами главных героев повести: Левко, Ганны и головы. Учащиеся получают задание: составить дома портрет одного из героев по перечисленным пунктам (внешность, поведение, речь, отношение автора). Класс делится на три группы: первая работает над образом Левко, вторая — Ганны, третья — головы. Происходит знакомство с одноимённой оперой Римского-Корсакова. Сопоставление эпизодов повести с отрывками из оперы поможет более глубокому осмыслению произведения школьниками.

Третий урок посвящён Левко, музыкальная трактовка образа главного героя повести в опере Римского-Корсакова позволяет взглянуть на характер героя по-новому, определяя роль Левко в повествовании. Обращение к музыке из оперы Римского-Корсакова является также хорошим подспорьем для полноценного проникновения учащихся в историю любви Ганны и Левко, помогает связать их судьбы с судьбой Утопленницы.

Урок 1. Волшебный и реальный мир «Майской ночи». Тайны сюжета повести.

Какая ночь! алмазная роса
Живым огнём с огнями неба в споре.
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля и теплится, как море.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Широко раскидалась лазурная высь,
И огни золотые горят;
Эти звёзды кругом точно все собрались,
Не мигая, смотреть в этот сад.
А.А. Фет

Готовясь к уроку по повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», учащиеся читают её, выполняют задания и отвечают на вопросы, записанные в тетради, на тему: какие функции выполняют в повести описания природы? Расскажите, когда появляются в тексте повести описания природы? Какую роль они играют? В чём их своеобразие? Отметьте в тексте эпизоды, связанные с изображением украинской майской ночи? Почему эти картины становятся явными для читателей повести? С помощью каких образных средств удаётся Гоголю добиться осязаемого воссоздания природы в повествовании?

Художественное своеобразие гоголевского произведения состоит в том, что события, изображённые писателем, развиваются на фоне прекрасной природы. Задача учителя — создать эмоциональный настрой на уроке, исходя из поэтической функции пейзажа, рассмотреть его, не разрушив целостного восприятия повести, затронув вопрос о мастерстве писателя. Учитель обращает внимание учеников на то, что сам Гоголь указал на важность и значимость описаний природы в произведении, назвав повесть «Майская ночь, или Утопленница».

Часто первое чтение не может вызвать полных и верных впечатлений и эмоций. Последующий анализ произведения нужен для того, чтобы все оттенки и детали картины, рисуемой автором, стали понятны и зримы. Лишь усвоив эти детали, ученики смогут эстетически верно и глубоко воспринять художественное произведение.
Беседа со школьниками чередуется с комментированным чтением, так как язык Гоголя вызывает вначале затруднения в восприятии повести пятиклассниками. Поэтому эпизоды с описанием природы, отмеченные учениками дома, лучше прочесть учителю или подготовленным чтецам, чтобы художественные зарисовки смогли проникнуть в души юных читателей, очаровав их своей красотой и изобразительностью. Умело организованное чтение даёт свой результат: учащиеся по достоинству оценивают гоголевский язык, рассуждая о его музыкальности и образности.

Фрагменты из итоговых сочинений учащихся, которые были написаны по предложенным темам после изучения повести «Майская ночь, или Утопленница» показывают, что ребята смогли разобраться с особенностями гоголевского стиля и верно определили роль и функции пейзажных зарисовок в произведении:

«Картины природы у Гоголя многообразны, они сопутствуют всем событиям в повести. Природа в восприятии автора и его героев одушевлена. В самом начале повествования появляются первые её описания: “В блеске чистого вечера” пробирается Левко к Ганне. А “задумавшийся вечер мечтательно обнимает синее небо”. Дверь хаты “уставлена невысокими вишнями”. Вишни “стоят” всюду. Вербы “плачут”, “потопив свои ветви в пруду”. Пруд “держит в объятьях небо, осыпая поцелуями звёзды”, которые “предчувствуют” появление месяца, “дремлет” старый дом … Множество олицетворений и глаголов использует автор в изображении майской ночи, создавая ощущение одушевлённости: она главная героиня повести», — написал в своём сочинении Антон Е., выбрав тему «Смысл названия повести Н.В. Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”».

Похожие мысли высказывает и Арина Б. в сочинении на аналогичную тему: «Природа у Гоголя — главная героиня, живое существо. Читая описания природы, попадаешь в сказку, в фантастический мир. С помощью описаний майской ночи в повести соединились правда и вымысел.

"Майская ночь" Гоголь Н.В.Изображая картины майской ночи, автор использует многообразие звуков и красок. Мы слышим шелест листьев, шум ветерка, “величественный гром украинского соловья”, голос перепела, тишину и чудесные украинские песни. Благодаря обилию эпитетов, которыми пользуется писатель, природа предстаёт перед нами во всей многокрасочности: “земля вся в серебряном свете”, леса “полные мрака”, сады ”тёмно-зелёные”, “толпы хат” белеют и блестят при месяце… Природа жива, она дышит, движется — эти ощущения создают глаголы: воздух “движет океан благоуханий”; леса “кинули огромную тень от себя”; чащи черёмух и черешен “пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя”; “необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее”».

В ходе работы над повестью ученики делают соответствующие выводы о роли пейзажных картин:

«С помощью описания картин природы Гоголю удаётся соединить мир реальный и сказочный. “Серебряный месяц” освещает их одинаково: Левко уснул у заброшенного пруда, попав в мир легенды, и так же проснулся под его сиянием с запиской в руке. Этот серебряный свет месяца в повести постоянно оказывается границей мира настоящего и вымышленного» (Александр С.).

Школьники выделяют роль описаний природы в создании образов и характеров героев повести:
«Пейзаж наполняет волшебством и душевностью страницы повести. Он создаёт лирическую атмосферу и добавляет поэтичности характерам Левко и Ганны, которые чувствуют окружающую красоту и живут с нею в гармонии. Природа в восприятии героев и Гоголя одушевлена, оттого так плавно осуществлён в повествовании переход от реальности к легенде» (Лада C.).

По результатам беседы учитель в конце урока делает обобщающие выводы, ещё раз обращая внимание школьников на особенности построения сюжета произведения Гоголя и определяя значение описаний картин природы в тексте.

Итак, картины природы у Гоголя многообразны, они сопутствуют всем событиям в повести, будто окаймляя их своей «рамкой». Природа в восприятии автора и его героев одушевлена. Исходя из этого, Гоголем создаётся особый эмоциональный настрой, позволяющий соединить мир реальности и мир сказки. Легенда о панночке органично вплетена автором в одушевлённый мир украинской природы. Левко же сумел попасть в мир легенды. Пейзаж наполняет поэзией характеры главных героев, придаёт тонкий лиризм сценам, где описываются Левко и Ганна.

Но это уже следующий урок…