Сочинение-описание по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене».
Учитель русского языка и литературы: Золотухина Ж.Г.
Дата проведения: 16 октября 2015 года.
Тип урока: урок сбора материала и совершенствования коммуникативной и языковой компетенции.
План-конспект открытого урока
Содержание урока: методическая разработка урока в 8 классе.
Тема: Сочинение-описание по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене».
Тип: урок сбора материала и совершенствования коммуникативной и языковой компетенции.
Оборудование урока: раздаточный материал: статья Е.Н.Колокольцева об И.Е.Репине, репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», текст стихотворения А.С.Пушкина «Воспоминания в Царском Селе»; интерактивная доска в классе – работа на базе презентации в качестве наглядно-иллюстративного материала.
Перспективное домашнее задание: учащиеся заранее заучивают отрывки из произведения Пушкина «Воспоминания в царском селе», познакомившись с текстом стихотворения.
Основные цели
Образовательные:
— формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей;
— обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение нормам языка и их использованию в речи;
Развивающие:
— развитие основных видов речевой деятельности, письма, слушания и чтения;
— развитие мышления и формирование процессов (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи.
Воспитательные:
— формирование эстетического вкуса, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина;
— воспитание наблюдательности и любознательности у учащихся, интереса к литературе, к личности А.Пушкина и Г.Р.Державина при осуществлении метапредметных связей.
Способ усвоения знаний преимущественно эвристический, исследовательский.
Введение практических и познавательных задач.
Характер взаимодействия учителя и учеников – учебно-образовательный диалог.
Организационная форма урока: урок развития речи.
Технологии:
— проблемного обучения;
— «Диалога культур»;
— личностно-ориентированного развивающего обучения;
— интеграции в образовании;
— применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении.
Приветствие.
Тема: Сочинение-описание по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» (1 слайд)
Откроем тетради и запишем: Шестнадцатое октября.
Сочинение-описание по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене».
План.
Тетради мы пока отложим.
Слово учителя: При переходе воспитанников лицея из начального в окончательный курс полагались переводные экзамены, которые обычно проходили в Актовом Зале Царскосельского Лицея. (2 слайд)
Для первого выпуска, в котором обучался, как мы знаем, Пушкин, испытания были назначены на 4 и 8 января 1815 года. Экзамены — открытые, публичные. На них приглашались родители воспитанников, известные педагоги из Петербурга. К экзамену тщательно готовились. Учили стихотворения и «целые прозаические рассуждения». Пушкин по совету словесника А. И. Галича написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое должен был читать на экзамене по российской словесности. На этом экзамене, 8 января присутствовал патриарх русской поэзии Г.Р. Державин.
(Звучит только 1 куплет с припевом)
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся. (3 слайд)
Магомета ты потрёс!
Припев:
Славься сим, Екатерина! (4 слайд)
Славься, нежная к нам мать! (50 сек.) (5 слайд)
Вопрос: как вы думаете, с какой целью мы прослушали данный музыкальный отрывок? Какое отношение он имеет к теме нашего урока?
(Если вопрос вызывает затруднение, то можно вызвать ассоциации: Экзамены — открытые, публичные. Царскосельский Лицей. Актовый Зал.)
Музыка помогла понять важность и торжественность значения такого события, как публичный переводной экзамен в лицее, осознать, что это было мероприятие государственной важности. Она создала настроение праздника и… (успеха) – мы произнесём это слово позже…
(6 слайд) Прежде чем в 1816 году был официально принят государственный гимн, все торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом — военными маршами. Песня «Гром победы, раздавайся!» никогда не считались официальным русским гимном, но была своего рода гимном «духовным», приобретя огромную популярность.
Итак, «Гром победы, раздавайся!» — неофициальный русский национальный гимн конца XVIII — начала XIX столетия.
Примечательно, что гимн был создан в 1791 году на слова Гавриилы Державина и музыку Осипа Козловского на мотив полонеза.
Поводом к созданию гимна явилось взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова османской крепости Измаил в ходе Второй турецкой войны. Впервые исполнен 28 апреля (9 мая) 1791 год в Таврическом дворце на грандиозном празднике, заданном Г. А. Потёмкиным для императрицы. Впоследствии был заменён официальным гимном «Молитва русских» (вариант «Боже, Царя храни!»).
(7 слайд) К 100-летию Императорского Лицея его профессора и воспитанники заказали художнику Илье Ефимовичу Репину картину «Пушкин на лицейском экзамене». Причем для наилучшего воплощения замысла художником лицеисты устроили специально для него инсценировку знаменитого лицейского экзамена 8 января 1815 года.
Живописец глубоко изучал материал для каждой своей картины. Но когда он писал картину «Пушкин на лицейском экзамене», то для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную «Жизнь Державина», написанную Яковом Карловичем Гротом и обширные «Записки» поэта, и многотомное собрание его сочинений. К.И.Чуковский пишет об этом периоде жизни Репина: «Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать и «Фелицу», и «Водопад», и «На взятие Измаила», и «Цирцею», и «Деву за арфою», и оду «Бог», и многое другое. В ту пору у него в Пенатах стали часто бывать пушкинисты, особенно Семен Афанасьевич Венгеров и Николай Осипович Лернер, снабжавшие его грудами книг, и он по прошествии нескольких месяцев приобрел такую эрудицию во всем, что относится к лицейскому периоду биографии Пушкина, что, слушая его беседы с учеными, можно было счесть и его пушкинистом». (К.Чуковский. Репин.– М.: Искусство, 1969, с.53) Обратимся к статье из сборника. (Статья читается вслух учащимися.)
Вопрос: И.Е.Репин признавался, что, создавая картину, он, прежде всего руководствовался воспоминаниями поэта. Из каких строк воспоминаний, по вашему мнению, исходил художник, передавая душевное состояние Пушкина и волнение Державина?
(После ответа учащихся – дополнительная информация)
(8 слайд) Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» было написано юным поэтом в октябре — ноябре 1814 года. Когда стало известно, что на экзамене будет присутствовать Державин, учитель словесности Галич предложил 15-летнему Пушкину, уже регулярно публиковавшему свою лирику, написать достойное такого события произведение. За несколько дней до экзамена министр просвещения Алексей Разумовский потребовал, чтобы при нем провели «репетицию». Тогда-то Пушкин впервые продекламировал «Воспоминания в Царском Селе».
(9 слайд) … На лицейском экзамене присутствуют вельможи, крупные чиновники, военные, представители высшего духовенства, столичная знать. За столом, в центре, прославленный поэт Г.Р.Державин. Ему 72 года. Он превозмогает усталость. Экзамен тянется долго. Все утомлены. Державин начал дремать.
– Александр Пушкин! – вызывается следующий лицеист.
Живой курчавый юноша бойко подходит к столу, просит разрешения прочитать свои стихи «Воспоминания в Царском Селе». Ему разрешают. И юный поэт вдохновенно читает…
«В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца», – так писал в своих воспоминаниях о лицейском экзамене Пушкина его друг Иван Пущин. В стихотворении много конкретных деталей, связанных с пейзажем царскосельского парка, прославляется великое прошлое России, екатерининский век, свидетелем и подвижником которого был Гавриила Романович Державин.
(Прослушаем отрывок из этого стихотворения – читает ученица.)
Прекрасный Царскосельский сад, (10 слайд)
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад…
Промчались навсегда те времена златые, (11 слайд)
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух. (12 слайд)
Лирический герой, созерцая памятники Царского Села, вспоминает славных полководцев екатерининской эпохи, свершённые победы, а также поэтов, которые их воспевали.
(Читает ученица.)
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитаны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.
О, громкий век военных споров, (13 слайд)
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир; (14 слайд)
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир. (12 мин.)
Продолжение беседы:
Вопрос: после прослушанных отрывков вернёмся снова к душевному состоянию Пушкина и волнению Державина. Помогают ли определить волнение души героев картины, прочитанные строчки стихотворения?
(Державин – «сподвижник Екатерины» – слушает стихи о себе, о своём веке. Пушкин по сути даёт оценку его творчества.)
В стихотворении отчетливо заявлена высокая роль поэта в обществе: каждой эпохе нужны не только полководцы и ратники, но и поэты (в частности, Державин), которые вдохновляют героев на подвиги.
Вопрос: сколько в данный момент лет Пушкину? (15) А Державину? (72) Кто Державин? (Корифей, метр, патриарх ПОЭЗИИ…) А Пушкин? Пушкин в 15 лет? (Талантливый, как оказалось, но! ещё никому не известный ПОЭТ…)
Задание-вопрос: расскажите, как Репин изобразил на картине Пушкина и Державина, опишите их эмоциональное состояние, используя воспоминания поэта, свидетельства художника и литературоведа Басиной.
(Обобщение: Пушкин в сильном волнении, оно мастерски передано художником в «необыкновенно оживлённой» позе героя. Образ поэта дан в стремительном движении, чувствуются его волнение и страсть… Державин со всей страстью поэтической души ловит каждое слово, весь во власти пленительных стихов, осознавая значимость события, понимая, что сейчас и здесь рождается новый поэт.)
Об этом незабываемом дне благодарный Пушкин позже в романе «Евгений Онегин» писал: (15 слайд)
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей…
И свет ее улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
(Державин вскоре умер. Это была единственная встреча тогдашнего патриарха русской литературы с новым восходящим гением.)
В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века.
Эта фраза стала крылатой в значении символической передачи традиции от представителя старшего поколения его молодому коллеге.
Теплое воспоминание о лицейском экзамене Пушкина оставил его друг И.И.Пущин: «На публичном нашем экзамене Державин, державным своим благословением, увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным оживлением» («Записки о Пушкине»).
Вопрос: какими художественными средствами, присущими живописи, Репин достигает ощущения праздничности, торжественности, важности события, изображённого на полотне?
(Примечание: к художественно – выразительным средствам живописи относятся цвет (цветовой порядок – колорит), мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст.)
(Большой зал Лицея не очень велик, но красив. Светлый: по обеим сторонам его широкие окна. Потолок, блестящий паркет, зеркала во всю стену – всё сияет от солнечного света. Картина полна движения и жизни. В ней много солнца, света и ярких красок, с помощью которых Репин создаёт ощущение праздничности, торжественности, важности изображённого события.)
(Дополнительная информация) Мебели в зале не полагалось, так как воспитанники должны были здесь заниматься фехтованием и другими физическими упражнениями, а по вечерам – играть. Но накануне торжественного дня открытия сюда снесли лучшую мебель со всего Лицея. Посредине зала между колоннами раздвинули длинный складной стол, покрыли его красным сукном с золотой бахромой. Поодаль от стола всё пространство зала уставили рядами кресел.
Вопрос: кто является главным действующим лицом картины: Пушкин или Державин? Как это сумел показать художник?
(Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)
Вопрос: чем привлекает внимание зрителя фигура Державина?
(сначала (знаем из воспоминаний) «дремал», потом «оживился», привстал, приставил руку к левому уху)
Вопрос: какова реакция окружающих на происходящее? (все сидят с гордыми довольными лицами, волнение и восторг Державина передаются присутствующим)
Вопрос: какие чувства и мысли вызывает у вас произведение И.Е.Репина? (восхищение, восторг, гордость за русского поэта)
Работа над планом. (16 слайд) (Описание картины для учащихся моих классов – привычный вид работы, поэтому план составляется и корректируется совместными усилиями учеников и учителя.)
План.
I. История создания полотна И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене».
(Свою картину «Пушкин на лицейском экзамене» И.Е.Репин создал в 1911 году. Живописец выполнял заказ к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе по инициативе Лицейского общества. По воспоминаниям современников, художник стал настоящим «пушкинистом» в период подготовки написания картины, потому что прочел массу литературы о лицейском этапе биографии Пушкина. «Пушкин на лицейском экзамене» – работа интересная прежде всего потому, что связана с творческой биографией поэта.)
II. Исключительная достоверность сюжета картины.
(На картине запечатлён исторический момент: выступление Пушкина на экзамене в лицее (8 января 1815г.) в присутствии Державина, когда начинающий поэт-лицеист прочитал «Воспоминания в Царском Селе».)
1. Где происходит действие?
2. Краткое описание присутствующих на публичном экзамене.
3. Центр композиции – фигура юного поэта. Душевное состояние Пушкина.
4. Образ Гавриилы Романовича Державина. Волнение и восторг патриарха русской поэзии.
5. Средства художественной выразительности, с помощью которых Репин создаёт ощущение праздничности, торжественности, важности изображённого события.
III. Значение работы И.Е.Репина.
(17 СЛАЙД) (Картина художника Репина, приуроченная к столетию со дня открытия лицея, имеет значение исторического документа. Искусство – сочетание МИГА и ВЕЧНОСТИ… На картине изображён миг, сохранённый в веках: один гений благословил, другой – стал гением, третий увековечил их единственную встречу…)
IV. Какие чувства и мысли вызывает у меня произведение И.Е.Репина?
(восторг, восхищение, гордость за русского поэта)
Вспомнить про музыку: Музыка помогла понять важность и торжественность значения такого события, как публичный переводной экзамен в лицее, осознать, что это было мероприятие государственной важности. Она создала настроение праздника и… успеха – вот это слово. (18 слайд)
Словарно-орфографическая работа
• Ботфорты –(франц. bottes fortes) — кавалерийские сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено.
• Фрак – (нем. frack) Верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.
• Обшлаг – ( голл. opslag) Отворот на конце рукава; нижняя пришивная часть рукава.
Подбор синонимов
• Картина – репродукция, полотно, работа, иллюстрация
• Репин – автор, художник, живописец, мастер, он
• Державин – патриарх (русской поэзии), стихотворец, поэт
• Пушкин – герой, (юный) поэт, лицеист
• Юный – молодой, начинающий
• Гости – собравшиеся, присутствующие
• Восхищение – радость, воодушевление
• Взгляд – взор
• (Картина) чудесная – замечательная, прекрасная, безукоризненная, безупречная, бесподобная, бесценная, блистательная
• Красный – алый
• Золотой — солнечный
• (Настроение) восторженное – вдохновенное, взволнованное, возбужденное, оживлённое воодушевлённое, трепетное, упоённое
• Успех — победа, торжество, праздник, триумф