Доменико Гирландайо (1449-1494) – знаменитый итальянский художник из Флоренции. Интерес к живописи приводит его в мастерскую художника Бальдовинетти, где он терпеливо постигает искусство изображения людей линиями и красками. Уже в первых своих работах Доменико Гирландайо показывает себя внимательным, пытливым наблюдателем.

(Работа ведётся по сборнику Е.Н. Колокольцев. Развитие речи 5-7 кл. (Русский язык и литература: репродукции картин). Издательство: Дрофа.)

План

1. Доменико Гирландайо – знаменитый итальянский художник. Его картина «Дед и внук».

2. Особенности портрета Д. Гирландайо. (парный портрет, характеристика персонажей, их отношения, эмоциональный настрой, естественность чувств, картины природы, красочная гамма).
• Образ старика – центральный образ композиции полотна.
• Невероятно трогательный образ мальчика (внука).
• Вид из окна. Роль пейзажа в картине.
• Выразительность красочной гаммой.

3. Впечатление от портрета Гирландайо.

Картина Доменико Гирландайо "Дед и внук"

Доменико Гирландайо (1449-1494) – знаменитый итальянский художник из Флоренции. Интерес к живописи приводит его в мастерскую художника Бальдовинетти, где он терпеливо постигает искусство изображения людей линиями и красками.

Уже в первых своих работах Доменико Гирландайо показывает себя внимательным, пытливым наблюдателем. Цепкая зрительная память, тонкое владение кистью, высокое мастерство в изображении сцен и портретов выдвигают Гирландайо в число самых изысканных художников конца ХV столетия.
Кисти Доменико Гирландайо принадлежит и целый ряд замечательных портретов, среди них выделяется «Дед и внук».

Гирландайо создает реалистичный потрет. Кого он изобразил, этот факт так и остался тайной. Особенностью данного портрета является изображение двух персонажей, это парный портрет.

Живописец изображает старика, не приукрашивая его. Художник акцентирует внимание на изуродованном носе героя. Взгляд зрителя невольно притягивается в центр композиции картины. Но вокруг в противовес автор создаёт огромное количество оттенков эмоций. Да старик откровенно некрасив. Но он любит ребенка, и отношение к герою полностью меняется. Весь облик героя одухотворен.

Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и нежностью и одновременно с еле уловимой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку.

Художник смог создать невероятно трогательный образ мальчика. Из-под шапки красного цвета выбиваются кудри золотистого цвета. Он прильнул к своему деду. Кажется, что ребенок ищет защиту или хочет спросить его о чем-то.

Задний план полотна нарочито затемнён. Мы видим лишь то, что происходит за окном. Окно открыто. В нем можно увидеть идеальный во всех отношениях пейзаж. Именно так природу изображали в период Ренессанса. Вдали возвышаются холмы и скалы. Лентой вьется речка по живописной долине. Это настоящий райский уголок. Для живописца имеет значение только пейзаж, который позволяет провести параллели с героями. Вся остальная обстановка помещения абсолютно не играет никакой роли.

Живописец проводит четкую параллель между природой и отношениями деда и внука. Они действительно гармоничны и прекрасны.
Портрет работы Гирландайо выразителен прежде всего своей красочной гаммой. На портрете преобладает красный и коричневый цвета. Благородные, звучные оттенки красного цвета в одежде старика и внука объединяют героев и подчёркивают на полотне итальянского художника трогательные взаимоотношения его персонажей. На старике красная одежда, а на мальчике такого же оттенка шапка. Художник с любовью прописывает все черты лица своих героев. Для этого он подбирает подходящие оттенки. Зритель чувствует, что старик и мальчик живые. Создается впечатление, что портрет объёмен.

Портрет привлекателен похожестью и огромной разницей (различием) между ребёнком и стариком.

Впечатляет мастерство Гирландайо. Художнику удалось написать портрет, поражающий естественностью чувств. Изобразить единение душ и сердец родных людей. Малыш ещё не понимает, за что любит дедушку – он его просто любит, а старик любит внука, потому что он – его продолжение в этой жизни. Старик умрёт, а внук останется и останется жизнь на этом свете, жизнь, которая так быстротечна…Картина эта – только миг. Миг этот сохранится в вечности. Когда-нибудь ваши дети, а потом внуки будут любоваться этим прекрасным полотном…

«Что старый, что малый…» – народная мудрость.

Веские доводы согласиться с народной мудростью:

1) И старый и малый одинаково смотрят на мир удивлёнными глазами!
Первые по причине, того, что их уже не волнует суета жизни, вторые, потому что ничего ещё об этой суете не знают…

2) И старый и малый одинаковы в выражении эмоций: могут сразу заплакать, если их обижают или не балуют вниманием, смеются радостно и громко, когда им смешно.

3) И старый и малый любят дождь, солнце, радугу, кошек, птичек, собак…

4) Самое главное и важное!
И СТАРЫЙ И МАЛЫЙ: ДОБРЫ, ДОВЕРЧИВЫ И ИСКРЕННИ!

5) Согласитесь, этих доводов достаточно, чтобы назвать и старых и малых АНГЕЛАМИ!

Лариса Геращенко

Легчайшим дуновеньем ветерка
Коснулась деда мальчика рука.
Внук прибежал в любимый уголок
И между ними завязался диалог…

«Мой дедушка, что у тебя с лицом?
И почему твой нос весь в бородавках странных?
Хотим мы пригласить тебя с отцом,
Чтоб погулял ты с нами утром ранним».

«Спасибо, внучек мой, спасибо за любовь.
За приглашенье на прогулку с вами,
Но должен отказаться, дорогой.
Давно не ходят ноги –
Стал я старым».

«Ну, де-е-душка! Пожа-а-луйста!
Я принесу костыль,
Иль палочку, что где-то в коридоре
В углу стоит давно,
Собралась уже пыль, —
Её я вытру тряпочкой,
А лучше, все ж, помою.

Пойдем тихонько мы.
Там, видишь – за окном –
Дорога вьется гибкою змеёю.
Подышим воздухом.
Расскажешь ещё раз
нам с папою,
Каким ты был героем.

Как славно воевал
И ранен был в бою.
Но раны зажили –
Остались только шрамы.
И я тебе тихонько подпою
Нашу любимую, отца
И моей мамы…

А бабушка? Она какой была?
Её лица ведь я почти не помню.
Был маленьким совсем,
Когда ушла
Она так далеко,
Что выслали в погоню
Двух ангелов…
Но возвратить уже
Не в силах был никто
С её дороги»…

«Да-а-а… Тогда я поседел.
И, помнишь ты —
Обрезал кудри, отказали ноги…

Мой внучек, Доменик,
Я очень стар!
Гулять с тобою не могу.
В окошко
Гляжу на ту дорогу,
Что уводит вдаль…
А ты – побудь со мной
Еще чуть-чуть,
Еще немножко…»

Сидит старик. Печален его взгляд,
А внука обнимает он руками.
Одет тепло. С опушкою наряд…
Так и останутся
Они вдвоём –
от мира отделённые веками…