Картина В.М. Васнецова «Снегурочка»
Эта работа стала одной из самых узнаваемых картин художника Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926). В 1881 году московский меценат Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка». Он предложил Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Чудным образом переплетались в пьесе Островского сказочные персонажи и люди, жившие на Руси в незапамятные времена, поклонявшиеся богу Яриле. Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею образов древнего русского народа. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: «Рисунки к «Снегурочке», находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней».

Васнецов написал к спектаклю четыре декорации. А милый образ Снегурочки художник запечатлел особо. Картина была закончена в 1899 г.

Изначально картина Васнецова Снегурочка даже не планировалась автором. Еще в 1880 г он даже и подумать не мог, что начнет работать над новым для себя образом – образом ледяной красавицы.

Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. Многие произведения Виктора Михайловича Васнецова пронизаны самобытными мотивами русского фольклора. «Снегурочка» — одно из таких полотен. На создание шедевра художника также вдохновили пьеса Островского и одноименная опера Римского-Корсакова. Прототипом сказочной Снегурочки стала девочка Сашенька, дочка Саввы Мамонтова.

Снегурочка — любимый сказочный персонаж Рождественских праздников. В русских сказках Снегурочка – это воплощение нежной красоты и чистоты. Это дитя Мороза и Весны, чье сердце не знает и не должно узнать любви. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Чистейшее создание, соединившее в себе и земное и неземное, настолько очаровало душу художника, что стало реальным, воплотившись на полотне мастера. Глубоко проникшись образом Снегурочки, автор картины очень проникновенно изложил всю полноту своего понимания этого образа. И в трактовке Васнецова ледяная девочка получилась удивительно живой и какой-то человечной.

Полотно написано в холодных тонах красок. Чистейший нетронутый снег, который занимает половину картины и представлен на ее первом плане, как бы отражает чистоту души девушки и холод ее сердца. Видно, что снежный покров основательный, глубокий. В такой стоит наступить – и провалишься по пояс. Слева из снега выглядывают молоденькие елочки. А за ними стоит Снегурочка.

Картина как будто подсвечена снизу снегом, будто все вокруг еще больше хочет подчеркнуть необыкновенную красоту юной девушки. Она нарисована не в центре композиции, а чуть сбоку. Создается ощущение, что зимняя красавица только-только вышла из леса. С удивлением и растерянностью она оглядывает свои владения. Руки чуть расставлены в стороны, словно Снегурочка готова обнять все, что видит вокруг. Ее образ написан в движении, она вышла на поляну зимнего леса и оглядывается вокруг, как бы желая что-то распознать в открывшемся пейзаже. Она прекрасна! Ее чудесное личико излучает чистоту и нежность.

Костюм под стать этой царевне зимнего леса. Этот прекрасный образ юной девушки автор дополнил чудесной шубкой из дорого материала – парчи. Богатая парчовая шубка практически сливается с поверхностью снега. Наряд расписан золотым шитьем. А маленькая шапочка с меховой опушкой придает образу Снегурочки чистоту, женственность и нежность.

Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, но она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом — лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.

Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. Таинственность леса на втором плане, говорит о глубине русской души, которую невозможно постичь и изведать до конца.

В образе Снегурочки, В. М. Васнецов воплотил свое понимание женской красоты, которое неразрывно с глубиной русской души и чистотой ее образа. Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств.

При более внимательном знакомстве с данным произведением зритель осознает, что картина Васнецова «Снегурочка» — это не просто образ волшебной красавицы. Художник представляет нам историю, наполненную целой гаммой эмоций.

План

1. Почему художник назвал свою картину «Снегурочка»? (Образ ледяной красавицы, пьеса Островского «Снегурочка», одноименная опера Римского-Корсакова).

2. Чистейший нетронутый снежный покров на первом плане полотна. (Холодные тона красок; чистый, основательный, глубокий снег; молоденькие елочки.)

3. Главный образ картины – Снегурочка. (Необыкновенная красота юной девушки; нарисована не в центре композиции, а чуть сбоку; костюм царевны зимнего леса.)

4. Зимний пейзаж. (Сказочно красивая ночь, заснеженный лес, залитый лунным светом.)

5. Понравилась вам картина «Снегурочка»? Опишите свои впечатления.