Сочинение-описание по картине. Урок развития речи. Натюрморт Уильяма Майкла Харнета «Музыка и удача». Работа ведётся по сборнику Е.Н. Колокольцева «Развитие речи 5-7 класс» (Русский язык и литература. Репродукции картин.)
Учащимся даётся задание: рассмотреть внимательно картину, прочитать краткий материал, сопутствующий ей, обратить внимание на вопросы и задания (с. 10-11 сборника).
Этот первый этап очень важен: у каждого ученика складывается своё (личное) впечатление о картине, которое будет отличать одно описание от другого, поможет дальнейшему углублённому анализу.
Сначала происходит устная работа над полотном. Учащиеся делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы, составляют план – это второй этап работы.
Затем происходит «расширение» рамок картины – третий этап. Успех его зависит от художника.
Моцарт на старенькой скрипке играет
Моцарт играет, а скрипка поёт.
Моцарт отечества не выбирает –
Просто играет всю жизнь напролёт.
Эти строки из стихотворения Булата Окуджавы «Песенка о Моцарте» можно взять эпиграфом к сочинению, обратив внимание учеников на последние две строки. Сделать какой-то вывод, пояснить их смысл можно лишь по окончании работы.
Учителем вслух читается статья, с которой дети ознакомятся дома. Совместно составляется таблица, которая поможет при написании сочинения (сбор материала).
Звучавшая музыка | Материал к описанию |
И.С. Бах «Ave Maria», BWV-846.
В. Моцарт «Концерт для флейты с оркестром №2, D-dur K 314. Allegro. Ф.Мендельсон – из концерта. e–moll для скрипки оп.64, Allegro molto appassionato. Ф. Шопен «Прелюдия» A-dur оп.28 №4, написанная для трио: фортепиано, скрипки, виолончели. Г. Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель». |
Скрипка на фоне партитуры: смычок; флейта; подкова; скоба; замок.
Дверь приоткрыта. Виртуозность изображения картины. Объёмность, трёхмерность (это понятие разъясняется детям), пространственная глубина изображения достигаются с помощью светотеней, теней, падающих от предмета, и приоткрытой двери. Преобладает цвета и тона тёплые, различные цветовые оттенки дерева: тёмно-жёлтый, оранжевый, красновато-бурый, коричневый, тёмно-коричневый. |
При этом идёт прослушивание мелодий (выбор их неограничен и разнообразен: три столетия процветания классической музыки его гарантируют).
Учащимся объявляется автор и название прослушиваемого произведения.
Л.Н. Толстой называл музыку «стенограммой чувств». Его герой из «Крейцеровой сонаты» даёт характеристику состояния души при прослушивании музыки человека эмоционального: «… мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно. Не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу.
«…» музыка сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находится тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое».
Нельзя ожидать от всего класса такого же эмоционального настроя, хотя эмоции не только представляют собою отношение человека к миру, но и являются своеобразной формой его отражения.
Музыкальные произведения звучат в процессе работы над вопросами и заданиями, предложенными в сборнике.
Уже в начале работы над картиной ученики отмечают, что инструменты старинные. Кто касался струн скрипки? Держал в руках смычок, играя волшебные мелодии? Сколько стран объездили эти инструменты, даруя людям волшебство музыки? А, может быть, именно этот «Концерт для флейты с оркестром» был для них любимым? Инструменты спят и видят сны: ноты на пюпитрах, ярко освещённый зал, музыканты в нарядных фраках… Можно включить в работу стихотворение Н. Гумилёва «Волшебная скрипка», если класс сильный, так как в стихотворении присутствует элемент иносказания, нереальности.
Подобранные музыкальные произведения помогают воссоздать дух той эпохи, когда творил автор. Обычное описание можно превратить в увлекательный рассказ. Через века звучат необычайные мелодии. Им не дано состариться – классика вечна и интернациональна, вот почему…
Моцарт отечества не выбирает. Просто играет всю жизнь напролёт.
Этот вывод можно помочь сделать детям, упомянув и о годах жизни композиторов и их родной стране: Ф. Мендельсон (1809 – 1847/ нач. XIX в.) – еврей, родился в Германии, В. Моцарт (1765 – 1791/ кон. XVIII в.) – австрияк, Ф. Шопен (1810 – 1849/нач. XIX в.) – родился в Польше (поляк по матери, отец француз), Г. Свиридов (XX в.) – русский, И.С. Бах (1685 – 1750/ нач. XVIII в.) – немец.
Музыка свободно шагает через века, ей неведомы границы – ей сопутствует удача.
Задание №4 (с. 10 сборника) будет являться планом к сочинению-описанию данного натюрморта. В связи с прослушиванием музыки к плану (см. зад. №4) добавляются ещё два пункта:
5. Помогла ли музыка «оживить» инструменты натюрморта?
6. Какие их тайны и мечты открыла музыка для вас?