Константин Фёдорович Юон (1875—1958) — русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950).

ПРОЧТИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО!

Константин Фёдорович Юон (1875—1958) — русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член ВКП(б) с 1951 года.

Константин Федорович Юон — представитель старшего поколения советских живописцев. Его творческая деятельность началась ещё в дореволюционные годы. И тогда уже имя Юона-художника приобрело известность.
Он принадлежит к кругу тех мастеров, деятельность которых явилась связующим звеном между советской художественной культурой и русским передовым дореволюционным искусством. Впитав лучшие традиции полнокровного русского реализма XIX века, Юон вошёл в советское искусство как художник с широким творческим диапазоном, отдающий народу свой талант живописца, театрального декоратора и педагога, неиссякаемую энергию общественного деятеля, свои знания историка и теоретика искусства.

Константин Юон родился 12 (24) октября 1875 года в Москве, в немецкоязычной швейцарской семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель. В большой и дружной семье Юонов увлекались музыкой, братья и сёстры Константина Федоровича учились в Московской консерватории. Музыка сыграла большую роль в воспитании будущего художника, научила его понимать красоту, поэзию, развила чувство ритма. В доме бывало много молодёжи, часто ставились живые картины и устраивались детские спектакли. Мелодии и тексты к ним сочинял старший брат, Юону поручалось писать декорации под руководством друга семьи — художника Малого театра К. В. Кандаурова.

Любовь к театру воспитывала в юноше и его мать — Эмилия Алексеевна, делавшая театральные костюмы для маскарадов в Московском охотничьем клубе, где в те годы собиралась артистическая молодёжь.
Семья Юонов жила в одном из старинных уголков Москвы — Лефортове. Этот район, связанный с эпохой Петра I, не мог не заинтересовать впечатлительного мальчика, зачитывавшегося романами И. И. Лажечникова, М. Н. Загоскина, А. К. Толстого. Юона рано начали увлекать памятники старой русской архитектуры, в первую очередь Москвы и Подмосковья: Кремль и Китай-город, Троице-Сергиева лавра, Коломенское. Со временем его интерес к истории родной страны, к её исконному укладу и быту, традициям народной жизни становился всё серьёзнее и глубже.

После первого посещения в 1880-х годах Третьяковской галереи талантливому юноше открылся новый мир прекрасного в творчестве великих русских художников: И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. М. Васнецова, И. И. Левитана и других.

Особенно большое впечатление произвело на него искусство В. И. Сурикова. Юону были понятны и близки сюжеты суриковских картин, их самобытные могучие герои. Суриков многому научил молодого художника. По этому поводу Юон писал в «Автобиографии»: «Моя собственная любовь к истории и к древностям, к декоративной и красноречивой красочности форм ушедших веков в соединении с живой жизнью и в живом свете — влекли меня к нему (Сурикову). Он больше всех других русских живописцев умел связать историю с современностью, отражать общие мировые идеи в трагедиях и борьбе живого человека, связывать искусство с жизнью».

С 1892 по 1898 год проходил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были такие прославленные художники, как К. А. Савицкий (жанровый художник, передвижник), А. Е. Архипов (передвижник, основатель Союза русских художников), Н. А. Касаткин (передвижник, один из основателей социалистического реализма).

Время вступления Юона на путь живописца совпало с периодом сложной идейно-художественной борьбы в русском искусстве конца XIX — начала XX века. Эта борьба явилась результатом глубокого кризиса буржуазной культуры, наступившего как на Западе, так и в России. Представители реакционного искусства начали открытый поход против реализма, ратуя за искусство, освобожденное от всякой идейности и тенденций, за искусство, понятное только отдельным «исключительным личностям».

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился Юон в те годы, было оплотом идейного реализма. В нём преподавали Н. А. Касаткин, К. А. Савицкий, А. Е. Архипов — художники, продолжавшие традиции искусства передвижников. Собственным творчеством они доказывали ученикам, какое огромное значение имеет картина с серьёзным и глубоким социальным содержанием. Учёба у этих мастеров безусловно определила прогрессивность взглядов на искусство будущих художников — воспитанников училища, в частности взглядов Юона.

По окончании училища два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер.

В 1903 году Юон стал одним из организаторов Союза русских художников. Он также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации.

Большой известностью пользуется и картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви.

Помимо работы в живописном жанре, Юон занялся оформлением театральных постановок («Борис Годунов» в парижском театре Дягилева, «Ревизор» в Художественном театре, «Аракчеевщина» и др.), а также художественной графикой.

В 1948 по 1950 годы художник работал директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР.

С 1952 по 1955 преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.

В жизни и творчестве Юон Константин Фёдорович был счастливым и удачливым человеком. Он стал признанным живописцем в довольно раннем возрасте. На протяжении всей жизни он регулярно получал награды, премии, звания, пользовался различными почестями. Его картины очень быстро раскупались и пользовались большой популярностью. Также его картины участвовали на выставках передвижников, выставках Мира Искусства и других. Такого признания общественности художник добился сам, своим кропотливым трудом и неимоверным талантом, своим поэтическим взглядом на Россию и своей любовью к обычным людским радостям, которые в его картинах представляются необычайно одухотворёнными и чарующими.

К.Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Обращаю внимание! Вы можете дома собрать собственный материал, но сочинение должно будет чётко соответствовать предложенному плану.

Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво

НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПЛАНУ.

Развитие речи. ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ.

                      СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ

       К.Ф. Юона  «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво».

                                                                                     «Живопись оформляет

                                                                                                      осознанное счастье

                                                                                                   видеть красоту жизни».

                                                                                                                    Константин Юон

                                                        ПЛАН.

1. Картина К.Ф. Юона  «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво» – образец интерьерного жанра. История создания картины. (Очень кратко! – цифры 1,2,3 сборника Е.Н. Колокольцева, с.42.)

2. Смысл названия полотна. Что в нём хотел выразить художник? (Наверное, это веранда деревенского дома Юона в Лигачёво, а ведь художник более пятидесяти лет провёл там. Какие чувства могут его связывать с домом? …хотел запечатлеть скромную красоту комнаты; стремился удержать её облик для воспоминаний; воспоминания о днях или годах, проведённых в ней; комната как часть реального быта, которая не потеряла своей привлекательности и сегодня… августовский вечер на закате дня).

3. Что изображено на картине Юона?

А) интерьер (простые  деревянные стены; дощатые полы; раскрытые настежь окна без занавесок; удобная деревянная мебель: широкий стол, большие старинные стулья, раскладное кресло у дальнего окна; белая чистая скатерть, дополняющая атмосферу уюта и покоя);

Б) натюрморт (центр картины, главная деталь, сразу притягивающая взгляд – это огромный букет, составленный из последних даров природы, ведь на дворе месяц август (об этом нам говорит название картины – «Августовский вечер…»). Значит, скоро осенние заморозки, увядание природы. Этот букет, как «последний луч», привет лета…

Своеобразна ваза-кувшин с поддоном; две книжки (может быть, с любимыми стихами, которые можно прочитать тихим вечером в ожидании чая); поднос, скорее всего серебряный, с настоящим русским самоваром; маленький фарфоровый заварочный чайник; чашка с блюдцем и стакан с ложечкой на блюдце (видимо, хозяин любит пить чай из стаканов)).

В) пейзаж (солнце только близиться к закату; яркие, ещё летние, лучи его через открытые окна освещают комнату; деревья за окном; поля; сад; небо… – добавьте красок и мыслей!).

Г) цветовая палитра (художник использовал цветовую гамму тёплых тонов; коричневый, зелёный; играя оттенками; детали уходящего солнца; тени и освещённые места).

4. Как сочетаются в картине К.Ф. Юона интерьер, натюрморт и пейзаж? Вернитесь к названию полотна. Какую задачу ставил перед собой художник в картине «Августовский вечер. Последний луч…»? (Не забудьте вспомнить эпиграф к сочинению!)

Иван Есаулков

Август. Прощание с летом.
Ласково освещены
Нежно-сияющим светом
Стулья, шезлонг, часть стены.

Солнце уже посылает
В окна последний свой луч,
Мягкие тени сгущает
Эхо разорванных туч.

Вечер. Терраса пустая.
Круглый стол в центре стоит
И для вечернего чая,
Видно, хозяйкой накрыт.

Встал самовар на подносе,
Рядышком – в вазе букет.
Тонко Юон преподносит
Жёлтый мерцающий цвет.

Разнообразны предметы.
Окна распахнуты в сад.
Краски прошедшего лета
Листья деревьев хранят…