Остроухов Илья Семёнович (20 июля 1858, Москва — 8 июля 1929, Москва) — русский художник-пейзажист, коллекционер, член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академик петербургской Академии художеств. Друг П. М. Третьякова, один из руководителей Третьяковской галереи.

ПРОЧТИТЕ  ВНИМАТЕЛЬНО!

Остроухов, Илья Семёнович

(20 июля 1858, Москва — 8 июля 1929, Москва) — русский художник-пейзажист, коллекционер, член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, академик петербургской Академии художеств. Друг П. М. Третьякова, один из руководителей Третьяковской галереи.

Происходил из купеческой семьи. В 1870 году поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. Во время обучения увлёкся зоологией: вступил в переписку с А. Брэмом, начал собирать энтомологическую коллекцию, которая впоследствии будет подарена Московскому университету. Им была также написана книга «Ужение рыбы» (М., 1877).

Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова, увиденные на выставке: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»… Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя; в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка». Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова; после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Его декорация к «Кармен» очень понравилась». Однако позже основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.

В мамонтовское Абрамцево впервые Остроухов попал летом 1882 года. В это время здесь строилась церковь Спаса Нерукотворного Образа.  Остроуховым был написан этюд церкви, — ещё без часовни, пристроенной позднее. В 1883 году он написал этюд «Интерьер Абрамцевской церкви». Неоднократно бывая в Абрамцево, написал целый ряд пейзажных этюдов.

Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств. Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов — 1882/83 и 1883/84 годов. Осенью 1886 года начал заниматься в классе В. Е. Маковского в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Последней Остроухов был недоволен и в течение двух лет перерабатывал; в конце 1887 года она была представлена на 7-й выставке МОЛХ. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми; из поездки были привезены этюды Венеции. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.

Его наиболее известными картинами стали: «Золотая осень» (1886), «Первая зелень» (1887) и «Сиверко» (1890).

Вы можете дома собрать собственный материал, но сочинение должно будет чётко соответствовать предложенному плану.

Сочинение-описание по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»

НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ПЛАНУ.

                      СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ

                      И.С. ОСТРОУХОВА  «ЗОЛОТАЯ  ОСЕНЬ».

                                                        ПЛАН.

         1. История создания картины. Смысл названия. (Очень кратко! – цифры 1, 2, 3, 4 сборника Е.Н. Колокольцева, с. 34-35 + На полотне изображён именно тот замечательный период осени, когда деревья меняют свою зелёную листву на золотую. Это ранняя осень, может быть, сентябрь.)

        2. С помощью каких приёмов художник, запечатлевший уголок осеннего леса, вызывает у зрителя живое ощущение пространства?

       А) В середине картины – протоптанная тропинкаНа тропинке сидят две сороки… (разноцветный ковёр из листьев, лесная тропинка, устланная опавшими листьями, необычное для пейзажа явление – оживленный диалог двух сорок, белобокие птицы, вертихвостки с чёрной головкой, непрерывный круговорот жизни).

       Б) Деревья в лесу. Сказочные лесные сторожа… (клёны, молоденькие берёзки, осины; слева, в глубине,  – старые корявые деревья; причудливые изгибы чёрных стволов; золотой наряд, кроны деревьев, одинокие листья).

       В) Ясный, солнечный день. (солнца не видно, но…тепло, исходящее от ярких жёлтых и оранжевых листьев, золотые листья на деревьях, золотая трава,  все оттенки жёлто-золотого цвета, кусочек светло-голубого неба.)

       Г) Колоритная красочная палитра, созданная художником в  живописном пространстве «Золотой осени» (красочное богатство, цветовая палитра, колорит картины…, ощущение действительности, реальности).

       3. Чудесная и торжественная, пышущая красками  осень Остроухова!.. Впечатление, чувства и настроение, вызванные картиной. (философски осмысленный образ природы, гамма чувств – от восхищения до тревоги, художник любит осеннюю пору, любовь передается зрителю, запомнить природу такой яркой и величественной.) Помогли ли стихотворения поэтов  и музыка композиторов, звучащие на уроке,  увидеть  красоту «Золотой осени» И.С. Остроухова?

 (На уроке звучат музыкальные композиции П.И. Чайковского «Осенняя песня (Октябрь)» из фортепианного цикла «Времена года», Антонио Вивальди из Цикла Времена года «Осень».)

Стихотворения, созвучные картине и настроению художника (тексты можно использовать в сочинении):

Золотая осень (Б. Пастернак)

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный…

Осенью (А. Фет)

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

Унылая пора! Очей очарованье! (А. Пушкин)

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 Осень (Н. Рачков)

Любви возвышенной истоки
леса и пажити хранят.
Незримо Пушкинские строки
вплелись в осенний листопад.

И среди чуткого молчанья
в купели золотого сна
Душа полна очарованья
И светлых дум она полна.

Родной поэзии свобода
объяла так и даль и высь,
что где тут Пушкин, где природа,
пойди попробуй разберись…