Урок развития речи (литература) по картине В. Васнецова «Алёнушка» (после чтения и изучения русских народных волшебных сказок). 5 класс (2 урока)

«Без музыки я, пожалуй, не написал бы так ни «После побоища», ни «Алёнушки», ни других дальнейших картин. Все они были задуманы и всегда писались в ощущениях музыки» — говорил В. Васнецов. И в самом деле. При первом же взгляде на картину «После побоища» нас сразу же охватывает напоминание о музыке: как только в роле зрения попадает чудесная деталь – синие, синие васильки, клонящиеся к помертвелому лицу юного воина, начинает казаться, будто эта деталь и вправду навеяна скорбными народными плачами.

Картина В. Васнецова «Алёнушка»Вглядитесь внимательнее в хрупкую, стройную фигурку Алёнушки, затерявшейся в этом таинственном тёмном лесу, — и вам почудится. Что вот-вот зазвучит её голос: Где ты, где ты теперь, мой братик Иванушка?..»

Учитель рассказывает о том, что тема плача, напевность русских народных сказок и мелодий, перенятая русскими композиторами, отразилась и в живописи.

Идёт прослушивание ариетты Снегурочки (из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка») «Как больно здесь», проникнутой настроением нежной грусти. Затем звучит суровый и горестный хор «Ах ты, свет-Людмила», который также близок к народным плачам-причитаниям (из оперы Римского-Корсакова «Руслан и Людмила».

Дети рассуждают о том, что в картине В. Васнецова «Алёнушка» нашли отклик данные мелодии композитора-классика.

После работы над репродукцией, итогом которой является записанный тетрадях план, ученики получили домашнее задание: сочинение-описание по картине В. Васнецова «Алёнушка».

(В сильном классе можно прослушать полный лиризма, нежности и любви романс в исполнении Сергея Лемешева «Алёнушка»; уместно прочтение стихотворения Д.Кедрина).

Краткие сведения о художнике (которые могут использоваться учащимися в I части сочинения):

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) – художник, создавший целый ряд картин на сказочные сюжеты. Сказочным духом наполнены и его театральные декорации к спектаклю «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».

В.М. Васнецов был не только художником – сказочником. Он также мастер полотен религиозного, жанрового, символически-философского, исторического содержания.

План сочинения:
I. Что вы знаете о художнике и его картине?
II. Алёнушка – композиционный центр картины.
1) О чём грустит Алёнушка, глядя в воду?
а) Как её фигура, поза, наклон головы передают печаль и усталость?
б) Волосы Алёнушки растрепались, сарафан испачкан болотной грязью, но она не обращает на это внимания. Почему?
2) Что окружает Алёнушку?
а) Алёнушка сидит над тёмной водой. Вокруг неё мрачный лес. Как эти тона подчёркивают одиночество и безысходную печаль Алёнушки?
б) Почему вокруг Алёнушки нет ни одного живого существа, только холодные камни, колючие ёлки да готовый поранить ей ноги тростник?
III.Удалось ли Васнецову в своей картине передать сказочный колорит, грусть Алёнушки о непослушном братце Иванушке?
IV. Возникают ли ощущения музыки, которые помогали Васнецову при написании картин?