Колыбельная песня – один из жанров фольклора. На уроках, посвященных устному народному творчеству, целесообразно познакомить учащихся с колыбельными песнями. Обращаясь к народным колыбельным, многие из которых ученикам известны с детства, нужно дать представление о её жанровых особенностях. Вызовут интерес у учащихся колыбельные песни на стихи русских поэтов А.Н. Майкова «Спи, дитя моё, усни!» и А. Плещеева «Колыбельная песня в бурю», музыка П.И. Чайковского, которые предлагаются для прослушивания в классе. П.И. Чайковский уделял огромное внимание детской тематике в своём творчестве. Поэтические произведения, посвящённые детям, не оставляли его равнодушным. Сюжеты и герои, поэтические и музыкальные интонации у композитора несут печать глубокой национальной самобытности. Одна из задач учителя – показать значимость устного народного поэтического творчества, которое подпитывало и обогащало русскую литературу, являлось источником вдохновения для писателей и композиторов.

Урок начинается с предварительной беседы, которая выявляет, как учащиеся усвоили материал предыдущего урока по жанровым особенностям народных колыбельных песен.

Ученики вспомнят, что колыбельные песни, прежде всего, пронизаны чувством любви и нежности по отношению поющего к ребёнку, расскажут, что нежные чувства исполнителя передаются с помощью ласковых обращений, таких как: «дитятко, ребёночек, голубушка», различных имён «Васенька, Аннушка, Ванечка, Коленька, Катюша» и др.

Колыбельные песни на стихи русских поэтов

Школьники верно отметят предназначение колыбельных – убаюкать, усыпить маленького ребёнка рассказом о жизни или о чём-то сказочном.

Учащиеся перечислят первые уроки жизни, которые ребёнок незаметно усваивал из песен: уроки трудолюбия, заветы христианской веры, наставления об ответственности за стареющих родителей, уроки добра и благодарности, нравоучения и высокой оценки книжной премудрости. Не пройдут ученики и мимо того, что колыбельные песни развивали фантазию ребёнка присутствием в них сказочных, фантастических персонажей, таких как: «Сон, Дрёма, Угомон, Бука». Школьники скажут и том, что наряду со сказочными образами в колыбельных встречаются вполне реальные персонажи – птицы и животные – «гуленьки» (голуби), волчок, а чаще всего – кот. Учащиеся обратят внимание и на умиротворяющий, спокойный ритм колыбельных, укажут, что этот особый ритм создаётся при помощи повторов и определённых баюкательных слов: «баю-бай», «баюшки-баю», «люли-люли», «качь, качь, качь», «спи, спи» и др.

Школьники, отвечая на дополнительные вопросы учителя, повторят все особенности данного поэтического жанра – колыбельных песен: и эмоциональный настрой, и сюжет, и идейное содержание, и образы, и языковые средства, и ритмику.

После того, как учащиеся вспомнят отличительные черты жанра народных колыбельных целесообразно перейти к колыбельным песням на стихи русских поэтов А.Н. Майкова «Спи, дитя моё, усни!» и А. Плещеева «Колыбельная песня в бурю».

Стихотворные тексты прозвучат на уроке в исполнении учителя, а потом их выразительно прочитают подготовленные ученики. Затем ученики с помощью учителя находят жанровые признаки народных колыбельных в стихотворениях Майкова и Плещеева. Это и чувства нежности и любви «исполнителя» по отношению к ребёнку, которые выражаются через слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «колыбелечку», «малютка», «сторонка», «глазки». Так же в стихах у русских поэтов звучит непосредственное обращение к матери к своему ребёнку с пожеланиями успокоения, с желанием убаюкать и уберечь малыша: «Спи, дитя моё, усни! Сладкий сон к себе мани…» и «Спи, дитя, спокойно,…Мать у колыбели Сон твой охраняет». Школьники отмечают и свойственное колыбельным песням одушевление предметов природы: «няньки – ветер, солнце и орёл», стихийные природные ненастья, к которым мать обращается с просьбой не будить ребёнка – «уймись, буря; гроза, уймися; пронеситесь тучи». Учащиеся приходят к выводу, что ритм поэтических произведений Майкова и Плещеева, повторы, баюкательные слова, которые используют авторы, создают условия для напевания этих стихотворений в качестве колыбельных. Данная установка предваряет прослушивание музыкальных аналогов поэтических текстов.

После вступительного слова учителя и чтения песен звучат колыбельные Майкова и Плещеева на музыку Чайковского.

Опираясь на знания жанровых особенностей народных колыбельных песен, ученики выполнят письменную работу, анализируя (по выбору) одну из колыбельных песен (Майкова или Плещеева), сравнивая их с устным народным поэтическим творчеством. Предварительная беседа по вопросам плана, записанного в тетрадях, поможет учащимся в написании работы: каким чувством пронизаны колыбельные песни? Какие выразительные средства помогают нам это понять? О чём поётся в колыбельных песнях? Как в музыке передаётся её содержание? Чем она близка к народному творчеству? Что позаимствовали из него поэты? Какое воздействие оказывала колыбельная песня на ребёнка? Что вы почувствовали, слушая музыку колыбельных песен?

Колыбельные песни на стихи русских поэтов

В своих письменных работах учащиеся экспериментального 5-го класса прекрасно понимают чувства, передаваемые автором в колыбельной песне, чутко воспринимают нежные и лиричные мелодии Чайковского:

«Колыбельная песня Майкова пронизана лаской, добротой, любовью к ребёнку и заботой о нём. Своё стихотворение автор начинает с нежного обращения: «Спи, дитя моё усни!» Колыбельная пелась, чтобы усыпить, убаюкать ребёнка: «Сладкий сон к себе мани…». Нежность и сердечность звучит и в мелодии П.И. Чайковского, которая умиротворяет и убаюкивает» (Юля Е.).

Школьники отмечают близость и связь колыбельной Майкова с народным творчеством:

«Колыбельная Майкова близка к народному творчеству своим смыслом, главной идеей. Поэт вводит в стихотворение сказочных персонажей, одушевляя природу. Мать берёт к себе в помощь («В няньки…») «Солнце, Ветер и Орла». Ветер такой бурный, разрушительный в природе предстаёт в колыбельной песне Майкова ласковой и заботливой нянькой: «Я дитя оберегал, Колыбелечку качал!» (Саша С.).

Ученики замечают жанровые особенности народных колыбельных в стихах поэта:

«Из колыбельной песни ребёнок незаметно усваивал уроки жизни. В стихотворении Майкова Ветер летит скорее к матери, чтобы та не волновалась: «Ветер, после трёх ночей, Мчится к матери своей». И на тревожные расспросы матери: «Где изволил пропадать? Али звёзды воевал? Али волны всё гонял?» – держит ответ, в котором забота и нежность, звучащие на протяжении всей песни Чайковского. Композитор сумел написать проникновенную мелодию, напоминающую нам о детстве…» (Саша З.).

Вместе с жанровыми особенностями учащиеся выделяют и художественные средства выразительности:

«Колыбельная не только воспитывала ребёнка, но и развивала его фантазию, потому что вместе с песней к нему приходили волшебные образы. В песне Майкова А.Н. используются эпитеты и метафоры, подчёркивающие красоту изображаемых предметов: «сладкий сон», «золотые звёзды», «морские волны». Как и в русских сказках поэт использует число три: Ветер, Солнце, Орёл; «после трёх ночей» Ветер «мчится к матери своей» (Аня В.).

Колыбельные песни на стихи русских поэтов

Работая с поэтическим текстом, ученики не остаются равнодушными к музыкальному сопровождению:

«Умиротворённая волшебная музыка Чайковского возвращает в мир моего беззаботного детства. Во время сказочного разговора Ветра с Матерью композитор сумел передать и шум волн, и перезвоны звёзд. В конце песни мелодия становится тише и нежнее: «Я дитя оберегал, Колыбелечку качал!» (Маша В.).

Письменные работы учеников экспериментального 5 класса показали, что обращение к прослушиванию колыбельных песен, сопоставление музыки с поэтическим текстом разбудило эмоции школьников, заставило вдумчиво отнестись к музыкальному сопровождению, к словесной ткани поэтических текстов. Музыка Чайковского помогла сделать верные наблюдения, обострила внимание учеников к художественным особенностям песен. Школьникам удалось установить связь между народными колыбельными и творчеством русских поэтов. Ответы школьников подтверждают прочное, глубинное усвоение теоретического материала по жанровой специфике народных колыбельных песен.

Колыбельные песни П.И. Чайковского на стихи русских поэтов вдохновили учеников к собственному творчеству.

Моя колыбельная

Положу тебя я спать,
И уснёшь ты сладко.
Будут сниться сны тебе
О луне и о слоне.
У кроватки я сижу
И тебя качаю.
Песню я тебе пою,
Колыбельную свою.
Как бы мне хотелось знать,
Что ты хочешь мне сказать
О луне, и о слоне,
Доброй матушке-земле?
Покачаю я тебя,
Чтобы спал ты крепко.
Спи, мой сладкий,
Колыбельку я качаю
И твой сон оберегаю.

(Юля К.)

Прослушивание лирических произведений на музыку Чайковского воплотилось в прекрасную колыбельную ученицы экспериментального класса. В колыбельной нашли отклик все жанровые особенности народных песен, которые были изучены на уроке. «Маленькая мама», «укачивая ребёнка», создаёт характерный эмоциональный настрой, обращается к нему нежно и ласково: «Спи, мой сладкий», проявляет заботу о нём: «я с тобою. Одеяльцем я накрою, Чтобы ты согрелся». С пожеланиями сладких снов в песне учащейся возникают и образы окружающего мира: «луна» – спутник ночных сновидений; «слон» – доброе, большое животное, внушающее уверенность и спокойствие малышу; и, взятый из фольклора, образ «матушки-земли», на которой начинает свой жизненный путь маленький ребёнок (можно сказать, урок любви к родной стороне). Рифма колыбельной школьницы не всегда правильная, но с помощью повторения определённых слов: «качаю, покачаю, качаю» – создаётся умиротворяющий, спокойный ритм, свойственный колыбельным песням.

В творческой работе ученицы выполняется предназначение колыбельных – убаюкать, усыпить, успокоить маленького ребёнка.