В созвездии русских художников XIX столетия свое место по праву занимает Илья Семёнович Остроухов (1858-1929) – талантливый художник-пейзажист, тонкий знаток живописи, один из крупнейших в России собирателей произведений изобразительного искусства.
Описание картины Остроухова И.С. «Золотая осень»
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далёкий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
Афанасий Фет
В созвездии русских художников XIX столетия свое место по праву занимает Илья Семёнович Остроухов (1858-1929) – талантливый художник-пейзажист, тонкий знаток живописи, один из крупнейших в России собирателей произведений изобразительного искусства. Живое общение с природой и увлечение естественными науками определили интерес Остроухова к пейзажам. В них художник воспел красоту природы и красоту жизни. «Золотая осень» – известный пейзаж, созданный в 1887 году, прямо с передвижной выставки, где демонстрировали свои полотна звёзды первой величины, попал в Третьяковскую галерею. В картине художник запечатлел не широкое пейзажное пространство, а отдельный уголок осеннего леса. И зритель словно воочию видит резные кленовые листья, упавшие на ещё зелёную траву, двух птиц, облюбовавших лесную тропинку, и чуть далее – кроны деревьев, которые в пору «пышного природы увяданья» расцвечены всеми оттенками жёлто-оранжевых тонов.
К теме осени художник обращался не однажды, и всегда эти полотна таили в себе особое изящество, свежесть и глубину. Картина Остроухова «Золотая осень» вся пронизана воздухом и светом. На полотне изображён именно тот замечательный период осени, когда деревья меняют свою зелёную листву на золотую. Это ранняя осень, может быть, сентябрь. Лето только закончилось, стоит ещё тёплая пора, деревья отдыхают от летней жары и дышат осенним прохладным воздухом.
В середине картины – протоптанная лесная тропинка, теряющаяся в лесу, устланная разноцветным ковром из опавших листьев. Наверное, полюбоваться красотой сюда приходило много людей. На тропинке сидят две сороки, прилетевшие посплетничать и поделиться последними новостями. Это необычное для пейзажа явление – оживлённый диалог двух сорок, вышагивающих по опустевшей тропинке. Белобокие птицы превращают картину в рассказ о непрерывном круговороте жизни.
Под осенней кистью преобразились все деревья в парке: и клёны, и молоденькие берёзки, и осины. Слева, в глубине, – старые корявые великаны. Причудливые изгибы их чёрных стволов напоминают сказочных лесных сторожей, следящих за порядком в лесу. С приходом осени им тоже пришлось нарядиться в золотой наряд. С крон деревьев уже опадает листва, ветром разносятся одинокие листья.
Остроухов написал солнечный день. Солнца не видно, но чувствуется тепло, которое исходит от ярких жёлтых и оранжевых листьев. Прелесть осеннего леса сражает зрителя насыщенным колоритом листьев и ветвей. Живописное пространство всё в золоте: золотые листья на деревьях, золотая трава. Художник подробно передает выразительную красоту резных листьев клёна, застилающих землю сверкающим ковром. Стройные кленовые стволы просвечиваются сквозь фейерверк листьев, где есть все оттенки жёлто-золотого цвета. Иногда только видны зелёные листочки, оттеняющие яркий жёлтый цвет. Основной пейзаж на картине – деревья в лесу. Лишь кусочек светло-голубого неба виднеется сквозь кроны деревьев.
Настроение полотна создаёт философски осмысленный образ природы. В нём таится целая гамма чувств – от восхищения до тревоги. Чудесная и торжественная, пышущая красками осень, но это время года так изменчиво и непостоянно. Чувствуется, что художник любит осеннюю пору. С какой нежностью он вырисовывает листочки, они разные и по форме, и по цвету. Любовь передается зрителю, так и хочется прогуляться по усыпанной золотой листвой дорожке, вдохнуть лесную прохладу, запомнить природу такой яркой и величественной. Ведь недалеко то время, когда деревья сбросят свои наряды и уснут зимним сном… Невольно вспоминаются строчки из Пушкина, который также любил осень:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…