Конец лета был любимым временем года К.Ф. Юона. Тема августовских вечеров в его творчестве появилась в 20-е годы, когда художник приобрел деревенский дом в селе Лигачёво, что под Москвой. Картина «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво» была написана уже зрелым мастером в 1948 году.
Описание картины К.Ф. Юона «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво».
«Живопись оформляет
осознанное счастье
видеть красоту жизни».
Константин Юон
«Красота неизбежный спутник живого мира. Всюду жизнь – значит всюду красота. Искусство занято изображением живого мира, то есть его неувядаемой красоты». Эти слова принадлежат замечательному художнику Константину Фёдоровичу Юону (1875-1958), который создал множество картин, наполненных светом и радостью. Полвека жизни мастера связано с подмосковной деревней Лигачёво, в живописных окрестностях которой написаны его лучшие пейзажи. В Лигачёве написана и картина «Августовский вечер. Последний луч». В ней внимание художника сосредоточено не на пейзаже, а на воспроизведении внутреннего пространства дома, его интерьера.
Конец лета был любимым временем года К.Ф. Юона. Тема августовских вечеров в его творчестве появилась в 20-е годы, когда художник приобрел деревенский дом в селе Лигачёво, что под Москвой. Картина «Августовский вечер. Последний луч. Лигачёво» была написана уже зрелым мастером в 1948 году. На полотне изображена веранда лигачёвского дома Константина Фёдоровича, а ведь Юон более пятидесяти лет провёл там. Какие чувства могут его связывать с домом, который за такой длительный период стал совсем родным?.. Наверное, запечатлев на холсте скромную красоту комнаты, хозяин стремился удержать её облик для воспоминаний о годах, проведённых в ней. Итак, деревня Лигачёво. Августовский вечер на закате дня – прощание с летом. Последние лучи солнца освещают пустую террасу с распахнутыми в сад окнами.
Изображение интерьера комнаты пленяет своей скромной красотой: простые деревянные стены, дощатые полы, раскрытые настежь окна без занавесок, удобная деревянная мебель. Возле всех окон и около стола стоят большие старинные стулья, это свидетельствует о том, что автор любил принимать много гостей такими тёплыми летними вечерами. Раскладное кресло у дальнего окна. Широкий большой стол, стоящий в центре репродукции, накрытый белой чистой скатертью, дополняющей атмосферу уюта и покоя. Натюрморт вносит оживление в интерьер. Центром картины, главной деталью, является огромный шикарный букет, сразу притягивающий взгляд. Он составлен из последних даров природы, ведь на дворе месяц август (об этом нам говорит название картины – «Августовский вечер…»). Значит, скоро осенние заморозки, увядание природы. Этот букет, как «последний луч», привет лета… При взгляде на такую красоту даже кажется, что ощущаешь сладковатый запах света и радости, распространяющийся по всей веранде. Своеобразна ваза-кувшин с поддоном. Стол готов к чаепитию. Рядом с букетом стоит поднос, скорее всего серебряный, с настоящим русским самоваром и маленьким фарфоровым заварочным чайником. Тут же чашка с блюдцем и стакан с ложечкой на блюдце (видимо, хозяин любит пить чай из стаканов). С другого края стола лежат две книжки, может быть, с любимыми стихами, которые можно прочитать тихим вечером в ожидании чая.
Пейзаж необходим на картине (опять вспомним название картины – «Августовский вечер. Последний луч…»). Солнце только близиться к закату. Яркие, ещё летние, лучи его через открытые окна освещают комнату, деревянный пол и мебель. За окнами виднеется сад. Деревья автор изобразил тёмно-зелёными, наверное, в доказательство того, что лето ещё не готово отступать:
Краски прошедшего лета
Листья деревьев хранят…
Вдали простираются бескрайние деревенские поля, над которыми раскинулось вечернее, пока солнечное, небо.
Юон выбирает для своей картины предвечернее освещение. Детали уходящего солнца очень точно переданы на картине. Видны все тени и освещённые места. Вся комната просто сияет радостью, теплом и светом:
Тонко Юон преподносит
Жёлтый мерцающий цвет.
Тёплые тона, которые живописец использует для изображения внутреннего пространства деревенского строения, он умело соединяет с прохладными, зеленоватыми, воссоздающими сад за окном. В своём полотне художник будто играет с оттенками. Краски сада ещё не угасли – наоборот, перед тем, как остыть, они горят особенно жарко. Художник словно предлагает зрителю проститься с пышностью и буйством красок – до следующего лета.
Пейзаж как будто врывается из-за окна и находит своё продолжение в виде роскошного жёлтого букета цветов, разместившегося в вазе на столе.
Интерьер, натюрморт и пейзаж гармонично сочетаются в произведении Юона «Августовский вечер. Последний луч…». «Живопись оформляет осознанное счастье видеть красоту жизни», – сказал художник. Полотно покоряет зрителей своей поэтичностью, солнечным колоритом. Свобода живописной манеры и радостное восприятие жизни отчётливо видятся в данной работе художника. Атмосфера изображённого на полотне старого деревянного лигачёвского дома в последних августовских лучах уютна и притягательна. Кажется, и массивные стулья, и самовар на столе всё ещё сохраняют тепло людей, только что вышедших в сад. Это делает произведение Юона особенно привлекательным.