В духовной жизни Ивана Сергеевича Тургенева музыка занимала равное место с литературой. Он был внимательным и тонким слушателем, ценившим музыку. Вполне естественно, что в художественных произведениях отражены его эсте­тические вкусы и музыкальная культура эпохи, в которой жил он сам и герои его романов.

(на примере романа «Отцы и дети»).

10 КЛАСС

Аннотация. Цель предлагаемого исследования состоит в том, чтобы, опираясь на имеющиеся научные и критические изыскания по данной проблеме, определить внутритекстовую связь литературы и музыки (на примере романа Тургенева «Отцы и дети»), выявить художественные возможности, при помощи которых воплотились замыслы автора.

Ключевые слова: литература, художественные возможности, замыслы автора, жанровые особенности, музыкальные фрагменты, музыкальная интерпретация.

LITERATURE AND MUSIC IN I.S.TURGENEV’S LIFE.

(the example of the novel «Fathers and Sons»).

Annotation. The purpose of the proposed research is to find the textual cohesion between literature and music (using the novel by Turgenev «Fathers and Sons»), to identify the artistic possibilities which helped the author’s intentions to be embodied, based on existing scientific and critical research on this issue.

Key words: literature, artistic possibilities, the author’s intentions, genre features, musical fragments, musical interpretation.

                                                           …вкус и манера восприятия музыки

                                                   были у Тургенева в высшей степени

                                                   богато, широко и глубоко развиты.
                                                                                                   Б.В.Асафьев


     Александр Блок создал оригинальную концепцию культуры, которую связывал с музыкальностью мира. В известной статье «Крушение гуманизма» он в частности писал: «Всякое движение рождается из духа музыки, оно действует, пронизано им…».  Отсутствие же музыки, по его мнению, приводит к тому, что культура «превращается в цивилизацию». Музыка проявляет себя в стихиях, и наличие таланта писателя – способность улавливать эти стихии, отдаваться «музыкальной волне, исходящей из мирового оркестра», в противном случае он утратит связь со временем, эпохой, культурой, не сможет ощущать гармонию. Одним из самых убедительных примеров взаимосвязи литературы и музыки является творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Понимание того, что музыка на протяжении всей жизни имела большое значение для Тургенева-писателя, позволяет лучше понять его как творца.

     В духовной жизни Ивана Сергеевича Тургенева музыка занимала равное место с литературой. Он был внимательным и тонким слушателем, ценившим музыку. Вполне естественно, что в художественных произведениях отражены его эсте­тические вкусы и музыкальная культура эпохи, в которой жил он сам и герои его романов. «…Музыкальные впечатления я всегда ставил на первое место (в ряду впечатлений от произведений искусств) – для меня так: впечатления музыкальные, потом литературные…», – писал сам Тургенев. И ещё: «Музыку я люблю, люблю её весьма давно, смею думать – знаю». С многих страниц его книг «звучат» то народная песня, то вдохновенно исполняемые героями произведения классиков. Дыханием музыки овеяно чуть ли не все творчество писателя – от его юношеской лирики до самых поздних элегических «Стихотворений в прозе». И. С. Тургенев был подлинным знатоком русского фольклора, оказавшего своё влияние еще на раннее творчество писателя. Он вдохновенно воспел песенный дар русского народа в своих бессмертных «Записках охотника». Герои почти всех его последующих произведений играют на музыкальных инструментах, поют или же просто разгова­ривают о музыке. Очевидно, что музыке в произведениях Тургенева отведена особая роль. Ведь музыка прошла через всю жизнь писателя. Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное на протяжении всей жизни пребывание писателя в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию им музыкального искусства, что сказались на особенностях его мироощущения, характере творчества. Вырастая в родном имении, в деревне Спасское-Лутовиново, и обучаясь зимой и весной в московском пансионе, Тургенев-подросток имел всякие возможности и учиться музыке, и слушать её – например, на концертах крепостного оркестра своей матери. Притом, как молодому дворянину ему же подобало получать уроки игры на фортепиано.

     Изъян в музыкальном образовании объясняется частью его «дворянской ленью», но также и «спартанской» воспитательной системой, которую отец Тургенева выбрал для сына-подростка. Об этом свидетельствуют те страницы «Дворянского гнезда» (1858), на которых рассказывается о детстве и молодости Лаврецкого: «музыку, как занятие недостойное мужчины, изгнали навсегда». И продолжение: «Хотя, по милости отца, он ни на каком инструменте не играл, однако страстно любил музыку, музыку дельную, классическую».

В  1854 г., когда писатель уже несколько лет был под обаянием Полины Виардо, он, тем не менее, некоторое время собирался жениться на своей дальней кузине Ольгой Александровной Тургеневой. В ней писателя привлекала не только её удивительная доброта сердца, но и её музыкальность. Некоторые черты душевного облика своей кузины Тургенев придал образу Кати в романе «Отцы и дети» (1862).

     С самого начала сближения Тургенева с музыкой его поразили и покорили сочинения Бетховена и Моцарта. Им он неизменно сохранял верность и преданность всю жизнь. Это были его кумиры. Всегда, когда возникала необходимость указать на образец, назвать пример совершенства, привлекалось творчество двух гениальных мастеров. «Бетховен и Моцарт – поэты божьей милостью и их произведения бессмертны», – именно так оценивал их Тургенев. Позже список люби­мых компози­торов пополнил Франц Шуберт.

     «Мир музыки нашёл отображение в художественной прозе Тургенева. У него не много произведений, герои которых не поют, не музицируют, не говорят о музыке, не посещают концертов. Число, место, масштабы музыкальных эпизодов, наконец, авторское отношение к ним свидетельствуют о важности возложенных на них задач. В ряде сочинений Тургенева музыка – существенное средство характеристики героев», – отметил исследователь данной проблемы  Андрей НиколаевичКрюков в своей монографии «Тургенев и музыка».

     У каждого писателя есть герои, которых он любит и наделяет теми чертами, которые ему самому симпатичны в людях. Если Тургенев, говоря о своем герое, замечает, что он любит музыку, то можно утверждать: данный персонаж близок автору и вызывает его симпатии. Многочисленным сценамиз романа «Отцы и дети», где музыка выражает одухотворенность и нравственную красоту близких автору героев, противостоят и несколько эпизодов пошлого музицирования.

     Перед десятиклассниками стояла задача: выявить и доказать значимость музыки в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». При внимательном изучении страниц произведения было выделено одиннадцать музыкальных сцен, которые важны для выбранной проблемы: определить внутритекстовую связь литературы и музыки в романе Тургенева. Какую же роль играет музыка в этих эпизодах?

     Уже в 1-ой главе ученики обозначают, что описание жизни родителей Аркадия Кирсанова до смерти маменьки: «Супруги  жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» указывает на сопричастность героев к музыке и говорит о явной симпатии к ним автора и о присутствии гармонии в их жизни.

     Второй музыкальный эпизод, выделенный школьниками, – 9-ая глава   Николай Петрович Кирсанов играет на виолончели серенаду Франца Шуберта «Ожидание» (другое название «Лебединая песня»;  музыка написана на стихотворение Л.Рельштаба, на русский язык переведено Н.П. Огарёвым и опубликовано в 1841 году. Текст серенады был широко известен современникам Тургенева.). Отрывок из серенады звучит на уроке с мелодекламацией подготовленного ученика: «Медлительные звуки виолончели долетели до них из дому в это самое мгновение. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и мёдом разливалась по воздуху сладостная мелодия.— Это что? — произнес с изумлением Базаров.— Это отец.— Твой отец играет на виолончели?— Да.— Да сколько твоему отцу лет?— Сорок четыре. Базаров вдруг расхохотался.— Чему же ты смеешься?— Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, в …м уезде — играет на виолончели!» Зная, что Франц Шуберт – любимый композитор Тургенева, учащиеся в комментариях к данному музыкальному отрывку отмечают, что в исполнении Николая Петровича,  упоминание о композиторе необходимо, скорее всего, для пониманияАркадия (его неизменной любви к отцу): «…Базаров продолжал хохотать; но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся». А также – лёгкая ирония, которой писатель окрасил номер Николая Петровича, в конце концов, уступает место тонкой поэзии: с помощью метафоры «мёдом разливалась по воздуху сладостная мелодия» Тургенев поэтизирует «неопытность» исполнения, передаёт  чувственный склад характера своего героя. Серенада раскрывает не только тайные романтические надежды на любовь, но и их обязательное осуществление, что и состоится в эпилоге романа.

     На контрасте выражения авторского отношения к героям через призму музыкального искусства звучит один из эпизодов пошлого музицирования в главе 13-ойБазаров и Аркадий в гостях у госпожи Кукшиной. Учениками выделяются такие детали, как безвкусно-грубое исполнение неблагозвучных мелодий на «расстроенном фортепьяно», «сиплый голос»«певицы», отображающие полную неразбериху безнравственной жизни Кукшиной и Ситникова, последователей нигилистов (бедлам, по словам Аркадия Кирсанова). В рассуждениях по тексту школьники точно определяют роль прочитанного текста: через  комическое, карикатурное  изображение Ситникова и Кукшиной  автор чётко выражает своё  негативное отношение к этим героям.

     В 14-ой главе на балу у губернаторапроисходит знакомство Аркадия и Базарова с Одинцовой. При чтении главы внимание учеников привлекают две сцены.  Они говорят о том, что «Аркадий танцевал плохо», но приглашает Одинцову на мазурку, потому что очарован… Общение под музыку для него проникнуто счастием… Музыка умолкла – исчезло счастье… Далее отмечается  ещё одна нарисованная сценка из пошлой жизни Кукшиной и Ситникова (заключительная картина 14-ой главы), которые  «в четвёртом часу ночи протанцевали польку-мазурку на парижский манер. Этим поучительным зрелищем и завершился губернаторский праздник», ирония Тургенева вполне понятна читателю – бедлам продолжается…

     Следующий эпизод обучающиеся определяют как один из важных в романе для понимания его музыкальной концепции – глава 16-ая – исполнение Катей Одинцовой сонаты-фантазии c-moll Моцарта (Катя играет Аркадию), а перед этим говорит Одинцова (соната-фантазия звучит на уроке с мелодекламацией подобранных учениками соответствующих теме цитат из текста 16-ой главы): «Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это всё равно; но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку, мы кстати послушаем. Катя неохотно приблизилась к фортепьяно; и Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошёл за ней…».

«…– Что же вам сыграть?
– Что хотите, – равнодушно ответил Аркадий.
– Вы какую музыку больше любите? – повторила Катя, не переменяя положения.
– Классическую, – тем же голосом ответил Аркадий.
– Моцарта любите?
– Моцарта люблю.

Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо…».

Глядя на неё, он только подумал: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна». Анализируя приведённые цитаты из текста,  десятиклассникинаходят в данных отрывкахповторы-лейтмотивы,  указывающие на принадлежность героев единому миру гармонии и чувств посредством музыки, поясняя, что герои И.С. Тургенева не только наделены музыкальными способностями, но и«точно любят музыку».  Ученики верно замечают, что последняя сцена главы является моментом наивысшего напряжения музыкальной темы в романе, которая в итоге подводит к нужному разрешению отношений героев.Музыка в этом эпизоде выражает их душевную близость, ещё ими не  понятую и не осознанную.В конце же – первая мысль Аркадия о Кате – предтеча любви.Для полного понимания роли указанного музыкального эпизода в романе и верной его итерпретации, необходимо знать эмоциональное содержание фантазии, которая передаёт развитие чувств, связанных с осознанием человеком своей судьбы – здесь необходимы разъяснения учителя. Ведь сонату характеризуют резкие переходы от праздничного настроения к драматизму. Очень хорошо мотив фатальности музыки чувствуется в завершающей части, который не приносит ни просвета, ни тем более избавления:«Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, то часть, в которой посреди пленительной весёлости беспечного напева внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…»,  – так описан у Тургенева финал Сонаты-фантазии до-минор Моцарта. Проникновенный музыкальный образ, созданный писателем, подводит к верной трактовке данного фрагмента. Мелодия Моцарта, льющаясякак «какой-нибудь прекрасный ручей» (Тургенев), отражает естественность выражения чувств героев. Читателей совершенно ясно, что Иван Сергеевич не приветствует взгляды Базарова на музыку, искусство, природу, любовь и другие человеческие ценности, прочно и незыблемо лежащие в основе человеческой нравственности.

     Отметив главу 17-ую (времяпрепровождение Аркадия и Базарова с сёстрами в Никольском), где музыкального эпизода как такового нет,  школьники обозначили, как невзначай автор не преминул  в этом случае опять обыграть слово «музыка» и её значимость для героев: «Перед обедом общество опять сходилось для беседы или для чтения; вечер посвящался прогулке, картам, музыке Напротив, с Катей Аркадий был как дома; он обращался с ней снисходительно, не мешал ей высказывать впечатления, возбужденные в ней музыкой, чтением повестей, стихов и прочими пустяками, сам не замечая или не сознавая, что эти пустяки и его занимали. С своей стороны, Катя не мешала ему грустить. Аркадию было хорошо с Катей…», –«ненужная» для Базарова иОдинцовой (та и природу-то не любит, как и Евгений) и «любимая», первостепенная для Кати и Аркадия и постепенно объединяющая их.

     Не проходит мимо внимания учащихся то, что отец Базарова является знатоком оперного искусства. При прочтении главы 21-ой они выделяют разговор отца Базарова с молодёжью, когда «Василий Иванович живо вскочил с скамейки и запел из «Роберта»:

Закон, закон, закон себе поставим
На ра… на ра… на радости пожить!

— Замечательная живучесть! — проговорил, отходя от окна, Базаров. …Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость».  Здесь употребление нескольких однокоренных слов выполняет особую стилистическую роль, что служит средством концентрации внимания читателя на явлении, названном данным корнем: жизнь. Василия Ивановича очень беспокоит жизнь сына.После дополнительных разъяснений учителя (Речь идёт об арии из оперы Джоржа (Джакомо) Майербера «Роберт-Дьявол» (немецкий и французский композитор). Музыковеды говорят о феерической мелодичности оперы, идеи которой использовал Тургенев. Известно, её герой Роберт одержим нигилистическими идеями, но в финале он исцеляется.)  ученики высказывают предположение, что и Василий Иванович надеется на исцеление сына,  тайно выражая через музыку и пение свою надежду.

     Следующий (незначительный) эпизод музицирования присутствует в главе 22-ой  – второй приезд Базарова и Аркадия в Марьино. «Всеобщее одушевление распространилось и на прислугу. Дуняша бегала взад и вперед как угорелая и то и дело хлопала дверями; а Пётр даже в третьем часу ночи всё ещё пытался сыграть на гитаре вальс-казак. Струны жалобно и приятно звучали в неподвижном воздухе, но, за исключением небольшой первоначальной фиоритуры, ничего не выходило у образованного камердинера: природа отказала ему в музыкальной способности, как и во всех других». После прочтения учащимися отмеченный отрывок имеет простое толкование: как всегда в таких эпизодах романа, звучит авторская ирония по отношению к безвкусице и неумению: «образованный камердинер»на самом деле глуп, а самое главное – не имеет музыкальных способностей, в которых отказали ему и природа, и Тургенев.

     Школьники также обнаруживают, что Базаров к концу повествования даёт некое послабление собственным принципам – это видно по его реакции на песню деревенских мальчишек (отрывок из 27-ой главы). К герою приходит понимание (а, может быть, он это и раньше понимал?!), что в процессе прогресса у людей порой происходит подмена духовных ценностей, и, несмотря на всеотрицание, ему хотелось бы услышать «какую-нибудь старую песню» вместо той, которую «горланят крестьянские мальчики»: «Вчера я прохожу мимо забора и слышу, здешние крестьянские мальчики, вместо какой-нибудь старой песни, горланят: Время верное приходит, сердце чувствует любовь… Вот тебе и прогресс», – говорит  Евгений отцу.

     Глава 28-ая – это и последняя глава романа «Отцы и дети», и своеобразный эпилог. В критике много сказано о её непростой и интересной композиции, которая позволяет выполнить  абрис нравственно-психологической коллизии, заявленной в романе.Учащиеся успешно с этим справляются, делая верные выводы из проведённого анализа музыкальных сцен тургеневского произведения. Подводя итоги и апеллируя к тексту, они отмечают авторские акценты, заявленные в самом начале повествования, подходящие к логическому завершению. При описании дальнейшей судьбы всех любимых персонажей лирические мотивы, переплетаясь с лёгкой иронией, усиливаются и достигают разрешения. Надежды на любовь, услышанные читателем ещё в 9-ой главе (серенада Франца Шуберта «Ожидание»), осуществились.У «любимых» всё складывается хорошо: «…всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо»  –  их «мольба» услышана, мечты сбылись…Катя вышла замуж за Аркадия и переехала к нему в Марьино. Фенечка после Николая Петровича и сына Мити никого так не обожала, как Катю, «и когда та садилась за фортепиано, рада целый день не отходить от неё»,  – музыка, как и прежде, одухотворяет жизнь героев, к судьбе которых не безразличен автор. Симпатия и лёгкое юмористическое добродушие резко переходят в сарказм,когда Тургенев язвительно и насмешливо пишет о дальнейшей судьбе «последователей Базарова» – Ситникове и Кукшиной, не забыв даже и глупо «образованного камердинера» Пётра, совсем окоченевшего «от глупости и важности». 

     Ни на что не похожую тональность получаетэпизодпосещения сельского кладбища стариками Базаровыми, которым заканчивается роман.Серьёзно и грустно рисует Тургенев могилу Базарова.Ученики отмечают, что печально-трагические нотки сожаления подчёркивают значительность и искренность авторских чувств:  так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. Драматизм раздумий передаётся через неповторимую  манеру тургеневской прозы – поэтизация повествования с помощью определённого музыкальногоритма, созданного троекратным повтором метафоричного эпитета «вечный»«<…>не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной», образ цветов над могилой Евгения, как символ прощания авторас неоспоримо любимым героем. Память о погибшем Базарове как бы сосредоточена в  вечно живой «бесконечной жизни». Драматизм раздумий автора в заключительных строках не оставляет равнодушными читателей.Скорбно-трагическое звучание, создающее настроение торжественной печали, присущее музыке реквиема. В трагической сцене финала слышится проникновенная музыка Моцарта (так любимая Тургеневым) – траурная заупокойная месса – бессмертный «Реквием» (вступительная молитва Requiem aeternam (Вечный упокой ниспошли Ты им…)), пронизанная глубокой печалью,  полной в то же время светом и сочувствием к страданиям человека.

Совокупность аргументов позволяет представить верные обобщения. В заключении  исследования учениками формулируются общие выводы:

1. Музыкальные фрагменты, играя важную роль в сюжете «Отцов и детей», становятся средством характеристики героев, выражением авторской позиции. Для писателя важно, какую музыку предпочитают герои, что они играют и поют, и как они это делают. Любовь к музыке, потребность в ней, наличие музыкальной одарённости, способность глубоко чувствовать красоту мира и красоту музыки являются важнейшими качествами личности близких автору персонажей.

2. Тургенев, связывая своё литературное творчество с музыкой, расширяет возможности и границы произведения, организует диалог двух искусств в пространстве текста. Описание музыки, мелодий и песен, которые исполняет тот или иной герой, значит иногда даже больше, нежели психологический анализ.

3. Повторы, яркие эпитеты, метафоры, выразительные глаголы, ритмичность и гибкость построения фраз, свойственные языку Тургенева, делают роман «Отцы и дети» музыкальным, создавая своеобразную неповторимую манеру изложения текста.

Литература:

  1. Асафьев Б.В. «Тургенев и музыка» в книге Асафьев Б.В.    «Избранные труды» т.4. — М., 1955.
  2. Блок А.А. Собрание соч. В 8 т. Т. 6. Проза 1818-1821. М-Л., 1962.
  3. Гозенпуд А.А. Исследование (серия «Musica et litteratura»). СПб, Композитор, 1994.
  4. Дубовикова В. «Тургенев и музыка».// «Муз. Жизнь» №21. 1968.
  5. Колокольцев Е.Н. Взаимодействие искусств в школьном изучении литературы: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1993.
  6. Крюков А. Тургенев и музыка. Л., 1963. Источник: http://grin.lit-info.ru/grin/kritika/maksimova-muzyka/maksimova-muzyka-glava-i.htm

Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30-и т. Соч. в 12 т. М., 1978–1981; Письма в 18 т. М., 1978–1987. Т. VI.