Е.Н. Колокольцев. Развитие речи 5-7 кл. (Русский язык и литература: репродукции картин). Издательство: Дрофа.
Учителем разработаны уроки с использованием классической музыки, созвучной произведениям живописи.
Целесообразно привлечение музыки композиторов-классиков при работе над сочинением-описанием по картине (репродукции).
Учащимся дается задание: рассмотреть внимательно картину, прочитать краткий материал, сопутствующий ей, обратить внимание на вопросы и задания.
Этот первый этап очень важен: у каждого ученика складывается своё (личное) впечатление о картине, которое будет отличать одно описание от другого, поможет дальнейшему углублённому анализу.
Сначала происходит устная работа над полотном. Учащиеся делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы, составляют план – это второй этап работы.
Затем происходит «расширение» рамок картины с помощью музыкальных произведений – третий этап.
Музыкальное искусство не располагает точностью, наглядностью слова, присущими литературе, поэзии, оно не может воспроизводить явления внешнего мира с такой же конкретностью, осязательностью, красочностью, как это делает живопись, но, отображая жизнь в звуковых образах, музыка воспроизводит процессы жизни в движении, борьбе и развитии, движении чувств, их тончайших оттенках. Музыка даёт как бы ход переживания без непосредственного воплощения его предметного и понятийного содержания. Но к чистому «движению эмоций» её образность тем не менее не сводится. Опосредованно она включает и предметное, и понятийное содержание переживания, раскрывает его полноту, сущность, смысл. Эмоции являются своеобразной формой его отражения. Это отражение лишено наглядности, но оно содержательно, смыслово значимо.
Многообразие видов искусства позволяет школьникам эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Каждый вид искусства обладает своим сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими. Каждое искусство в принципе самостоятельно, но, обмениваясь опытом и вступая во взаимодействие с другими искусствами, оно приобретает новые возможности в художественном изображении жизни. Привлечение на уроки русского языка и литературы музыкального искусства питает эмоции и воображение учащихся конкретными образами и тем самым восполняет неконкретность и неточность восприятия словесных и художественных образов.
Музыке принадлежит особая роль огромного эмоционального воздействия на учащихся, когда эмоции являются главным регулятором поведения и формирования личности.
Для формирования основ художественного восприятия произведений искусства у школьников необходимо развивать эмоциональную отзывчивость.
Понятие «эмоциональная отзывчивость» на художественные произведения определяется по-разному: как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров, как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом, как эмоционально-душевный отклик на произведения искусства, как способность эмоционального переживания музыке.
Искусство сопереживания, как способность понимать и ощущать движение души другого человека, эмоциональную чуткость в различных жизненных ситуациях, по мнению В.А. Сухомлинского, является основанием организации методики эмоционального воспитания личности. Умение чувствовать переживания другого человека и соответственно этому действовать В.А. Сухомлинский назвал «азбукой эмоциональной культуры».
Музыка является одним из помощников в формировании эмоционального отклика учащихся на произведения живописи и слова. Известно, что пробуждение эмоций – первая ступень в восприятии произведений искусства, в том числе художественной литературы. Задача учителя – искать оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизнь учеников, пути усиления её воздействия на их эмоциональный мир.
Музыка своей эмоциональной сущностью активно развивает образное мышление. Как важное средство выразительности, музыка углубляет смысловую ёмкость слова, учит понимать прекрасное.